В 3−4 года дети обычно уже сами начинают раздеваться и одеваться. Значит, пора приучать ребенка аккуратно складывать свою одежду, обувь. Ведь Ваш малыш не хочет, чтобы его новое красивое платье быстро состарилось.
Вам придется ежедневно наблюдать, как ребенок справляется с новой для себя обязанностью: вешать на «плечики» платье. Потом останется превратить эти навыки в привычку одеваться и следить за своей одеждой. Также приучают умываться, мыть руки перед едой, чистить зубы. Правда, Ваши дети некоторое время будут нуждаться в к контроле со стороны родителей.
В этом же возрасте усваиваются навыки уважительного отношения к окружающим. Родители показывают пример своим детям. В 5−6 лет детям нетрудно здороваться и прощаться при встрече, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то отдыхает.
Поступая в школу, ребенок начинает новую жизнь, которая связана с формированием более сложных навыков и привычек: своевременно приходить в школу, держать в порядке рабочее место, правильно сидеть за партой, поднимать руку, правильно обращаться к учителю. Эти навыки вырабатываются у школьников с первых дней пребывания в школе, но успешно закрепляются, когда родители помогают детям следовать новым правилам поведения. Уже в младшем школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать целый ряд правил поведения на улице, в общественных местах.
Постепенно с помощью взрослых дети к 10−12 годам усваивают основные правила культурного поведения. Но культурным принято считать не того, кто знает, как себя вести, а того, кто правильно себя ведет. Как писал Лев Кассиль, «общая интеллигентность, внутренняя культура человека угадывается во многих ее проявлениях. И по тому, насколько широки интересы его и куда они устремлены, и по тому, как держится человек в обществе, как разговаривает, как оценивает те или иные явления в жизни, как следит за своим жильем».
Конечно, первые представления о культуре поведения, первые привычки у детей складываются под влиянием домашней обстановки. Поэтому очень важно заботиться о культуре своего быта и о беспрерывном росте культурных навыков. Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем должны быть в основе воспитания у детей внутренней дисциплины. Если же отец и мать упустили время для формирования соответствующих хороших манер, то у ребенка зарождаются вредные привычки.
Благоприятной почвой для этого служит безделье. Праздный человек расточает свое время направо и налево, потому что у него нет обычая экономить его. Однако учить хорошему никогда не поздно! Для начала устраните причины возникновения дурных привычек. Наберитесь терпения и запомните, что искоренить сформированную привычку быстро нельзя. Вам понадобится в течение долгого времени контролировать ребенка, чтобы помочь ему одержать победу над своей дурной привычкой. Будьте внимательны к своим детям! Тогда Вам не придется вести борьбу с их дурными привычками.
Литература: А. Пинт «Это вам, родители!»