Одно из самых важных правил: на сдачу экзамена нельзя опаздывать! Лучше всего приходить минут на 10−15 раньше назначенного времени. Так вы успеете морально подготовиться к предстоящему испытанию, и в то же время не придется долго нервничать перед экзаменом, ожидая его начала.
Не стоит бросаться на амбразуры в числе первых, но и сидеть в коридоре до последнего тоже не нужно. Лучше подождать, когда отмучаются самые отчаянные, и допросить их на предмет того, в каком настроении сегодня преподаватель, как он относится к шпаргалкам и какие дополнительные вопросы задает. После этого, приняв полученную информацию к сведению, заходите в аудиторию, где проходит экзамен.
Войдя в аудиторию, не пытайтесь согнать с места, которое вы облюбовали для себя, другого
Выбирая один из билетов, не ройтесь в них слишком долго и не делайте недовольное выражение лица, даже если вам попался не самый удачный билет.
Получив, наконец, свой билет, начинайте готовиться к ответу. Если вам необходимо воспользоваться шпаргалкой, то доставайте ее осторожно, но при этом не делайте слишком испуганное лицо, быстренько используйте ее и аккуратно спрячьте.
Когда наступит время выйти отвечать, обязательно следуйте этим правилам:
1. Спокойным голосом зачитайте вопросы билета, изложите план, по которому будете отвечать, и после этого начинайте говорить по существу,
2. Говорите правильным литературным языком, внятно, не слишком медленно, но и не тараторьте. Исключите из своей речи, хотя бы на время ответа, слова-паразиты. Старайтесь не делать длинных пауз между словами и, тем более, не молчать. Используйте, но только к месту, специальные термины.
3. Сидите прямо, не разваливайтесь на стуле. Не сцепляйте руки в замок и не размахивайте ими. Голова должна быть повернута в сторону экзаменатора, а не куда-то вбок. Не избегайте взгляда преподавателя, но и не стоит смотреть на него немигающим наглым взором.
4. Если вы чего-то не знаете, не стоит нести околесицу, давать заведомо неправильный ответ или молчать. Попробуйте проскочить неудобную тему и переходите к следующей части вопроса. Если преподаватель задает дополнительный вопрос, обдумайте его пару секунд, после этого отвечайте спокойным и уверенным голосом.
5. При ответе почаще употребляйте вводные конструкции, такие как: «Я думаю, что…», «Насколько я помню…», «Мне кажется, что автор хотел сказать…», «Если я не ошибаюсь…»
6. Говорите многозначительно. Экзаменатор должен заметить, что вы делаете запинки не из-за того, что не в состоянии вспомнить хоть какую-то минимальную информацию по теме, а напротив, не знаете, как наилучшим образом выразить огромное многообразие накопленных знаний.
7. Не спорьте с экзаменатором, наоборот, покажите, что полностью и во всем поддерживаете его точку зрения по данному вопросу. Правда, заискивать и лебезить перед преподавателем тоже не стоит, ищите золотую середину.
Итак, теперь вы знаете, и как подготовиться к любому экзамену с максимальной эффективностью, и как, собственно, вознаградить себя за все усилия и старания и успешно его сдать. Надеюсь, что эта информация окажется для вас полезной. Ни пуха, ни пера!