Я — шестнадцатилетняя школьница, нуждающаяся в деньгах. Положенные мне по статусу ребенка своих родителей «карманные» меня не устраивают, совесть и гордость не позволяют у родителей просить или требовать большего, богатого мужика искать противно… Нужна работа!
В грузчики и землекопы не гожусь, бухгалтером мне не работать никогда, набирать тексты — слишком много охотников, курьером — лень, тупо и противно приставанья всех мужиков офиса терпеть. Множество вакансий для тех, кому за восемнадцать, кто имеет хотя бы среднее образование.
Газетные объявления помогли мне работу найти. «Требуется няня на часы к 4-летн. ребенку». Позвонила наудачу. Выяснилось:
1. Нужен человек, который бы забирал ребенка из садика, отводил его домой и развлекал бы там младенца до прихода мамаши.
2. Рекомендации — дело неплохое, но, оказывается, моя мама — хорошая знакомая знакомой ребенкиной мамы. Моя мама позвонила своей знакомой, потом маме ребенка — и стала я няней.
«4-летн. ребенок» оказался девочкой Алисой, милым обыкновенным ребенком обыкновенной одинокой мамы, устремленной к карьере. Девочку одевали, кормили, развлекали мультиками, водили в садик по будням и к бабушке — в выходные. Папа тоже был, но особо к контактам с ребенком не стремился. Деньги на содержание, к праздникам подарки — этого хватало и ему, и маме девочки.
Я выросла в нормальной семье с мамой и папой, с младшим братом. И с книжками. В качестве начинающего педагога первым делом в библиотеке почитала книги о воспитании детей. Книжек много, особенно много — о раннем развитии детей. Ну, время для «раннего развития» я с моей подопечной уже упустила. И занялись мы с Алисой обычным развитием.
Алиса время от времени говорила мне — это и это я, няня Ната, делаю не так, как делает мама. Не так одеваю ее, не так иду с ней по улице. Не так ей готовлю еду. Попробовав сначала делать «как мама», я затем решила — мы разные, у нас с мамой Алисы разные задачи, потому буду сама собой. Из садика домой — не на маршрутке, как с мамой, а ножками, по соседней улице, где машины ездят редко-редко, зато растут деревья, на заборе сидят кошки. Или на клумбе, что еще интереснее.
Приходим домой — Алиска сразу к видику! Вообще, как оказалось, видик — отличное средств управления ребенком! Сидят малыши при нем — как прикованные.
Мне это быстро надоело. Я притаскивала для Алиски свои книжки, чтобы читать ей, как мне в детстве родители читали. Иногда мне удавалось заинтересовать девочку, иногда — нет. Скучно ей было, если оказывалось — книжка имеет мультяшную аналогию.
И тогда я ей предложила: давай сами сделаем книжку. «Как? Какую?» — спрашивает. Говорю: «Книжку про Алису!».
Алискиной маме было все равно, чем мы занимаемся — лишь бы «дите не плакало». Она отдала нам кучу фотографий, дала деньги на бумагу и фломастеры.
Сначала я хотела наклеивать фотографии и делать подписи к ним. Но потом решила — это получается простой фотоальбом. Поэтому мы стали рисовать и сочинять тексты — о том, как Алиса ходит в детский садик. Как просыпается утром, умывается, ест и идет в группу. Что делает там весь день, как возвращается домой. Алисе понравилось вспоминать всякие интересные случаи.
Например, как они с мамой однажды проспали, и завтракали поэтому не кашей, а мандаринами и хлебом. Или как однажды, возвращаясь из садика, из окна маршрутки они с мамой увидели: столкнулись две машины, одна из них перевернулась. Или — мальчик с мамой шел через улицу, выпустил из руки веревочку от машинки, и эту машинку автомобили раскатали по асфальту прямо у всех на глазах. Или как однажды они пришли утром к садику — а прямо около ворот дерево упавшее, ночью от бури сломалось… Или как вся группа у них не стала пить морковный сок. Или как любят они есть оладьи… Или как — уже со мной — возвращаясь из садика домой, нашла много-много желудей под дубом!
Алиса вспоминала, я рисовала, затем мы придумывали тексты, я вписывала печатными буквами. В завершение Алиса рисовала на каждой странице рамочки из завитушек. Потом мы по левому краю страниц сделали дырки и продернули сквозь весь блок из сорока листов тонкие ленты, завязав бантиками. Книжка про Алису получилась!
Читать по-настоящему девочка, конечно, не умела. Но, перелистывая эту рукодельную книжку, она «читала» вслух — две-три строчки, соответствующие рисунку, она помнила наизусть. Ну и, естественно, постепенно начинала таким образом узнавать буквы.
Еще мы сделали книжку о том, что Алиса любит. Какую еду любит, какую одежду. Мама, бабушка, любимая воспитательница… Любимые мультики. Любимая книжка — такой и стала книжка об Алисе! Что больше всего нравится в квартире (промежуток между шкафом и кроватью в своей комнате — Алиска там на полу укладывала диванные подушки, рассаживала свои игрушки, раскладывала перед ними лакомства — печенинки, шоколадки, жвачки, мандаринки… Это у девочки называлось — «делать свой домик»).
Я предложила сделать книжку — про то, что Алиса не любит. Не получилось, девочка сказала, что ей об этом думать не хочется. Зато получилась книжка об одежде Алисы. Мы разобрали все по цветам, нарисовали и решили — ведь так могут быть разноцветные дни: зеленый, синий, розовый. И полосатый! Мне пришлось выдумывать под каждый комплект одежды соответствующее выражение лица нарисованной Алисы.
Еще мы сделали книжку про покупки. В выходные Алиса с мамой или бабушкой ходила иногда по магазинам. В книжке оказались картинки про эти магазины — «вкусный» магазин, «красивый», «с дисками», «с деревьями» (к этому магазину приходилось идти через парк).
Год с небольшим перерывом на отпуск Светы (так звали маму девочки) я работала няней Алисы. Потом мне надо было заканчивать школу, поступать в университет — и я свою работу оставила. Хочу верить, что самодельные книжки Алиса, когда вырастет, будет так же любить, как любит их сейчас. Интересно — эти книжки полюбила мама Алисы!