«Эхо»
Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка — эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение («На11о, monkey!» — «Привет, обезьянка!»).
«Живая азбука»
Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Заколдованное слово»
Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки — тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому.
Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей — волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети — спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 — 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»).
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Самое главное — не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!