Родителям детей с речевыми нарушениями, которые водят ребёнка к логопеду, к выбору образовательной программы нельзя подходить с точки зрения «все учатся по утверждённой программе, значит, и нам она подойдет». Недостаточно обратить внимание на автора учебника и на то, что соседский ребёнок учится по программе этого автора. Детям-логопатам необходима комплексная, комбинированная программа.
Детям с нарушением речи часто не очень подходит стандартная подготовка к школе по обычной программе по нескольким причинам:
- Индивидуальные особенности развития. Дети с речевыми нарушениями могут иметь разные особенности и склонности к обучению. Стандартная программа часто не учитывает индивидуальные потребности детей, что может затруднить их адаптацию к учебному процессу.Реклама
- Разные темпы усвоения материала. Дети-логопаты могут усваивать информацию медленнее или быстрее, чем их сверстники, а стандартная программа не учитывает это. Входящие в неё рекомендации могут быть неэффективны для детей с особыми образовательными потребностями.
- Необходимость в дополнительной поддержке. Стандартные программы могут не обеспечивать достаточно времени и внимания для работы над речевыми нарушениями. Дети с такими проблемами могут нуждаться в дополнительных занятиях, которые могут быть упущены в обычной форме обучения.
- Фокус на речевые навыки. Стандартные программы в основном сосредоточены на академических навыках (математика, чтение, письмо
и т. д. ) и не всегда уделяют достаточно внимания развитию речевых и коммуникативных навыков. А для детей-логопатов важно, чтобы программы акцентировали внимание на улучшении речевых функций. Поэтому лучше подойдет программа, разработанная коррекционным педагогом, которая будет совмещена с коррекцией речи.Реклама - Предложения методов и подходов. Стандартные программы часто основываются на общепринятых методах обучения, которые могут не подходить детям с речевыми нарушениями. Альтернативные подходы и специализированные техники могут оказаться куда более эффективными.
- Устранение психологического барьера. Дети с речевыми нарушениями могут испытывать страх или неуверенность в общении. Обычные программы могут не включать психологическую поддержку и стратегии для преодоления этих барьеров, которые являются важными для их уверенности и социализации.
Особое внимание необходимо уделить детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Им очень сложно даётся обучение грамоте, а это направление обязательно включено в программу подготовки к школе.
Но ребёнок будет медленно усваивать материал по обучению грамоте только потому, что ему сложно определять и различать на слух отдельные фонемы, проводить анализ и синтез звуков в слове. Такой ребёнок будет отставать от своих товарищей в группе в силу индивидуальных особенностей развития. Поэтому детям с нарушением фонематического восприятия в первую очередь необходимо обратить особое внимание на развитие именно этой стороны формирования речи. А на это в неспециализированных центрах развития времени уделяется недостаточно.
Для детей с речевыми нарушениями важно, чтобы подготовка к школе была специализированной, корректировала речевые нарушения и учитывала их уникальные потребности. Это может включать индивидуальные занятия с логопедом, специализированные программы и поддержку, что поможет им успешно адаптироваться к обучению и развить необходимые навыки.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, родителям к этому вопросу необходимо подходить осознанно и заблаговременно. Учитывая особенности развития ребёнка, можно сделать его обучение радостным и интересным, а самого малыша — счастливым и успешным.