Что мы знаем о пользе чтения?

Реклама
Грандмастер

В век развитого Интернета и с перспективой искусственного интеллекта проще «погуглить» информацию, чем знать, вспоминать и анализировать. Это бич или «запах времени» сегодня и завтра. Но не для всех. Активный и ориентированный на знания человек и в наши дни с помощью чтения в разных формах получает информацию для разностороннего познания и развития интеллекта.

Может ли человек знать всё, разбираться во всём? И если да, то как тогда его назвать — космополит, универсал?.. Или на манер щедрых на субъективные оценки обывателей, считающих, что если индивидуум знает много — он ничего глубоко не знает, если «разбирается во всем» — ни в чем до глубины не доходит, если много говорит или пишет — мало делает и реализует, «много говорит о любви — плохо любит»? Вопрос не праздный потому, что и люди такие есть, и сам вопрос этот во все века актуальный.

Есть условно два пути познания: практический и теоретический. И тот, и другой реалистичны. Любые представления и тем более тексты не могут ответить на все вопросы. Даже если их автор «

Реклама
семи пядей во лбу», а такого априори не бывает. Аналитические способности развивает привычка к чтению. Но не просто привычка, а особенная ее форма.

О пользе чтения в аналитике

Чтение — до сих пор недооцененный ресурс развития человечества. Читать произведения художественной литературы (и не только) для развития мировоззрения и совершенствования интеллекта полезно. Но не каждый читатель — аналитик.

Реклама

Чтение можно позиционировать как элемент образования, только в этой области пока не дают престижных дипломов. Каждый вправе выбирать источники информации, а более привлекательная роль во все времена принадлежит созидателю продукта интеллектуальной собственности, нежели обывателю, типичному критику-потребителю информации. В этом, в принципе, заметна разница между созидателем и потребителем.

Отсюда важно не только читать и воспринимать прочитанное, но и задумываться, делать выводы. Начитанный человек знает многое, а то, чего не знает — логически домысливает по аналогии чужого опыта. И, как правило, не ошибается.

Чтение учит не только грамматике, синтаксису и построению фигур речи в красоте традиционного языка, понятному изложению мыслей, является отличным инструментом в борьбе с косноязычием, но и повышает словарный запас, и делает читающего условно соавтором. Оно дает столь необходимые во все времена

Реклама
навыки критического мышления, когда читатель ставит себя на место героев произведения или автора.

В пример среди многих других уместно привести шпионский триллер американского журналиста Джеймсa Грейди «Шесть дней Кондора», впервые опубликованный в 1974 году У. У. Нортоном, главой нью-йоркского издательства W.W. Norton & Company. Несколько позже, в 1975 году на экраны вышел художественный фильм с измененным названием «Три дня Кондора» по мотивам произведения Д. Грейди (реж. Сидни Поллак, в главной роли Роберт Редфорд и Фэй Данауэй). Киноверсия отмечена престижной наградой «Оскар» в номинации «за лучший монтаж» в 1976 году.

Реклама

Зашифрованное названием «Американское общество любителей литературы» под руководством ЦРУ на самом деле выискивало в публикациях СМИ и книгах на разных мировых языках и перепроверяло сведения важного государственного значения, в частности о месторождениях нефти. Своего рода интеллектуальная разведка. По информации из многих прочитанных книг представители общества повышали компетенции в самых разных областях — от криминалистики и основ баллистики до способов приема родов у коз. При этом никогда не держа в руках оружия или не занимаясь фермерством.

Таков лишь один из примеров, как внимательность к деталям и вдумчивое чтение могут развивать разносторонние способности человека.

Реклама

Об определении чтения и критике

Понятие «что есть чтение» стало многомерным из-за развития нескольких смежных форм. Так аудиокниги воспринимают через слуховой аппарат («чтение на слух»), а манга в форме графических «романов» визуализируют через иллюстрации. Экранизации текстовых произведений — тоже форма знакомства с литературой, кстати, нередко способствующая интересу к чтению: заинтересованный человек посмотрел фильм — режиссерский автономный взгляд «по мотивам произведения», и захотел обратиться к первоисточнику — книге.

Текст может быть предложен в разных форматах. К примеру, с помощью электронных книг, где реализована старая функция — черные буквы «электронных чернил» на белом фоне. Эту форму позиционируют как «цифровое чтение», или чтение с экрана.

Реклама

Под определение чтения подходит почти любая коммуникация человека с текстами и, разумеется, не только в жанре художественной литературы с многими ее поджанрами. Не говоря уже о большом выборе авторов публикаций. И уж тем более чтение — это не только русская классика. Восприятие постов в соцсетях и мессенджерах, блогах — то же по формальным признакам чтение.

Реклама

Специалист по детскому чтению кандидат педагогических наук И. И. Тихомирова (1933−2023) в начале 2000-х обосновала термин «вдумчивое чтение». С тех пор читать больше не стали, или четкая валидная статистика всем недоступна. Что-то читают или воспринимают больше, что-то меньше. Поэтому определение современного чтения относительно, скажем, начала ХХ века уточнено в понятии с акцентами «особенности восприятия», «многомерности форм» и как «элемент средства социальной коммуникации».

Сколько экспертов, изучающих проблематику в разных смежных областях — столько и мнений.

Реклама

Открытые технические возможности

Среди технических возможностей относительно чтения и познания, трансформировавшихся с развитием эволюции в электронные формы, фундаментально ничего нового не изобретено. Как в Средние века, так и в нынешние знания откладываются в копилку опыта через актуализацию и повторение. В разных сферах по-разному.

К примеру, философские знания более фундаментальны, а инновации в технических решениях и технологиях изменяются и «стареют» очень быстро; сегодня — иногда за несколько месяцев. Чтобы быть «в теме», желательно постоянно изучать новое, читать и анализировать.

Одним из признанных способов сохранения знаний — через повторение — является проговаривание. В том числе посредством записи через электронный диктофон, визуализацию и записи-конспекты. В художественной литературе это прежде всего, дневники, а также записи впечатлений по прочитанному, выдержки из текста, цитаты, размышления в форме «заметок», уточняющие эмоции читателя, зафиксированные в эпистолярной форме.

Реклама

В современном мире есть решение — электронные книги (ридеры). Ридеры (некоторых моделей) с интерактивным дисплеем, реагирующие на прикосновение к экрану, позволяют не только читать почти безопасно для глаз человека текст, отраженный на дисплее с помощью электронных «чернил», но выделять фрагменты текста даже внушительного объема — до сотен и тысяч гигабайт.

Для сравнения: одна электронная книга А. Дюма-отца «Три мушкетера» в одном из распространенных электронных форматов занимает всего 1 мегабайт, в 1000 раз меньше одного ГГб. Вообразите, какой объем информации можно выделить и сохранить только в качестве комментариев или цитат.

Реклама

Как правило, современный ридер имеет функцию подключения к интернету и возможности чтения как on-line, так и скачивания книг в память с сайтов электронных библиотек.

Активные читатели используют разные возможности — при изучении источников выделяют важное и сохраняют цитаты и текстовые фрагменты в память электронной книги. Получается огромная библиотека цитат и фигур речи, к которым можно быстро обратиться.

В том числе так своевременно можно улучшить поиск нужной информации. К банку электронной памяти обращаются и «достают» подходящее по случаю выражение или изобретают новые формы, идеи на основе прочитанного. По той же аналогии достигают результата при чтении-изучении литературы нехудожественной, технической или в целом — любых информационно-ориентированных сообщений, информационных поводов.

Поэтому в современных реалиях весь отдел, описанный Д. Грейди, можно было бы сократить или оптимизировать с сохранением той же функции электронной разведки. В предложенных способах есть польза и для активных читателей.

Реклама