Ввиду того, что мой сын — колясочник, ему сложно играть даже с машинками. Конечно, выручают игрушки с пультом управления, только аккумулятор быстро садится.
Следующим вариантом может быть рисование, лепка и собирание пазлов. Но не каждому ребенку нравятся такие кропотливые занятия. В таком случае мне в голову пришел беспроигрышный вариант. Нет ничего полезнее для ребенка с двигательными нарушениями, чем чтение книг. И я устремилась к своей цели — занялась обучением, хотя сын не начинал еще учиться в школе.
Конечно, начиналось все с «Не хочу! Не буду!». Заставить ребенка читать по слогам — та еще задача. Палочкой-выручалочкой для нас был замечательный «Букварь» Надежды Жуковой, в который автор включила и классические, и оригинальные методы обучения.
Текст в нем составлен по мере возрастания сложности, шрифт очень удобен для ребенка. Внизу каждой страницы напечатано руководство, где рассказывается, как правильно преподать материал. Эта подсказка позволяет родителям разобраться во всем и без специального педагогического образования. Чтобы ребенок начинал чтение с правильной стороны (слева-направо), слева на каждой странице проведена красная линия. Для того чтобы ребенка не отвлекал весь текст сразу, автор советует закрывать белым листом строчки ниже читаемой.
Пришлось набраться терпения. Было психологически трудно, но цель того стоила. В моем случае потребовалось полгода методичных занятий по вечерам. И ко дню поступления в школу сын медленно, но верно, начал читать. Это занятие открыло большие горизонты в его психологическом и речевом развитии. Он стал очень любознательным. Теперь чтение для него — настоящее хобби. Он читал все подряд: от детских книг до журналов и газет.
Прошло более трех лет. Благодаря чтению, мой особенный сын обучается в обычной школе по общей программе. В шкафу у него теперь есть большая полка с любимыми книгами. А сколько было счастья и гордости, когда я записала его в детскую библиотеку и принесла первую книгу!
Теперь, когда мы с ним достигли поставленной цели, вторым этапом нужно научиться читать про себя. Кстати, в этом может помочь планшет или телефон. Играя с ними, ребенок неосознанно читает информацию не вслух. Со временем такой способ чтения может перейти и на книги.
В конце — мой практический совет родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Если по понятным причинам ваш ребенок не может играть в подвижные игры, привейте ему любовь к чтению, и вы не пожалеете. У вас появится больше времени для домашней работы, которую будет не скучно выполнять, слушая чтение сына или дочки и в душе гордясь ими.