Осознанность чтения. Как преодолевать когнитивные проблемы?

Реклама
Грандмастер

Уровень психологической готовности, когнитивной сферы, существенно влияет на осознанность восприятия. От устойчивого внимания, мышления, памяти зависит понимание речи — как устной, так и письменной.

Эксперты международной экономической организации развитых стран провели исследование среди пятнадцатилетних подростков, оценивающее технику чтения и понимание текстов. Результаты неприятно удивили экспертов: большинство подростков испытывают трудности анализа текста, то есть просто не понимают смысла прочитанного.

Психологические проблемы — главная причина сложности восприятия текста. Неустойчивое внимание, как следствие — плохо развитые мыслительные функции и память, не просто влияют на качество чтения, они существенно ограничивают кругозор.

Как улучшить внимание, память, какие упражнения способствуют развитию мышления? Существует множество различных методик, помогающих справиться с когнитивным отставанием. Упражнения, рассчитанные на людей разных возрастов, строятся по похожим принципам. Но все это будет результативным, если существенно ограничить просмотр передач, спекулирующих на рекламных методах включения внимания, компьютерные игры, особенно динамичные, с постоянно меняющимися картинками и временными рамками.

Реклама

Шестилетний ребенок может заниматься какой-то деятельностью в течение 15−20 минут. Если этого не происходит, обязательно обратитесь к специалисту. Речь идет о произвольном внимании

, концентрации при занятии любимым делом.

Упражнения на концентрацию внимания хорошо воздействуют и на память. Их принцип — запомнить как можно больше предметов за короткое время, а потом найти изменения или просто воспроизвести по памяти.

Что изменилось? Рассматривается ряд предметов, картинок, написанных слов. Ребенок закрывает глаза, и в это время что-то меняется. Он должен найти эти изменения.

Перепутанные слова. Более сложный вариант, так как отсутствуют зримые образы. Ведущий называет несколько словосочетаний (не больше 7), а потом произносит их, меняя местами или переставляя слова. Например:

  1. 1 вариант. Грунтовая дорожка, ясный день, песчаная тропинка, солнечный пляж.
    Реклама
  2. 2 вариант. Грунтовая дорожка, ясный день, солнечная тропинка, песчаный пляж.

Вопросы. Чаще спрашивайте о том, что ребенок видел за последнее время.

— Какого цвета занавески в классе?
— Во что был одет сосед по парте?

Ассоциации. Очень эффективный способ развития памяти, внимания, мышления. На этом способе основаны многие методики, в том числе и «римская комната», или «метод Цицерона».

Реклама

Слова или связный текст запоминают, проходя по комнате. Например, словесный ряд: кошка, свеча, глобус, автомобиль, платье. Вы обходите комнату, начиная от двери, и «закрепляете» каждое слово с увиденными объектами.

  • Кошка сидит на полке. На столике горит свеча. В углу — забытый глобус. Кто-то бросил игрушечный автомобиль на диване. На стуле висит праздничное платье.

Вам достаточно будет вспомнить знакомую обстановку комнаты, чтобы воспроизвести ряд слов. Цицерон, обходя комнаты, запоминал целые речи.

Развивайте мелкую моторику. Это очень важное условие, мелкая моторика связана с мозгом, поэтому чаще рисуйте, лепите, вяжите, вышивайте, собирайте пазлы.

Вы можете разработать свою систему занятий, но главное условие их эффективности — систематические занятия. Старайтесь уделять им хотя бы полчаса каждый день, и результаты обязательно будут. Тестируйте их, отслеживая уровень произвольного внимания.

Реклама