Возьмем не совсем обычных учащихся. Слабовидящих и незрячих. Утверждать, что проблем, связанных с обучением таких детей нет, может только человек, совсем далекий от жизни общества вообще и от образования в частности.
При обучении студентов в педагогических вузах всегда ставится вопрос о нескольких составляющих памяти человека. В частности, при введении новой темы делается упор на то, чтобы учащиеся задействовали сразу и смысловую, и моторную (двигательную), и, по возможности, эмоциональную. При благоприятном совмещении, при включении максимального количества этих видов памяти запоминание и воспроизведение нового материала происходит значительно легче и быстрее. И это правильно.
Что же мы имеем, когда вводятся некоторые ограничения, будь то ограничения физические (инвалидность) или технические — то, что произошло в связи с пандемией, например? А в этих случаях пробрасываются некоторые виды памяти. И если в случаях с инвалидностью, как правило, отсутствуют моторная и иногда образная (в случаях со слепотой, особенно, когда слепота с рождения), что уже ухудшает и осложняет освоение нового, то в случаях «удаленки» мало того, что это создается искусственно, так убирается еще один компонент — эмоциональная составляющая.
Мы, конечно, можем считать своих детей ну просто супергениальными, но успехи в учебе и дальнейшее освоение специальности достигается исключительно кропотливым трудом.
Все рассказы о гениальности отдельно взятого Коли, Пети или Светы разбиваются о способность оного, находясь в коллективе, воспринимать и усваивать информацию.
Знаю, что сейчас налетит целая стая неуспокоенных родителей, бабушек и дедушек и начнет свою далеко не новую песню, что конкретно их ребенок ну настолько уникальный, что именно ему нужен особый подход. Зачастую такой ребенок просто законченный эгоист, но, как всегда, бывают и исключения.
В любом случае таким родителям нужно задать только один вопрос: а что вы, собственно, хотите получить из своего чада? Он у вас будет всю жизнь существовать отдельно от окружающих? И зачем вы его отдаете в общеобразовательное учреждение, если ему нужен персональный подход каждого преподавателя? Может, их просто нанять? Преподавателей, имеется в виду.
Заметьте — мы ушли от дистанционного обучения на, извините, огромную дистанцию. Получается, что эмоциональная составляющая (а это в первую очередь чувство комфорта самого обучающегося во время учебного процесса) далеко не на последнем месте. А ведь именно ее мы и убираем в случае дистанционного обучения в первую очередь. Именно непосредственный контакт с учителем и дает эту составляющую. Оставляем только смысловую составляющую. Моторную уже практически убрали — писать современные дети могут уже не настолько уверенно, как даже их родители.
Даже не буду говорить о готовности страны к переходу на такой вид обучения. Достаточно и того, что при такой форме работы мы не просто теряем некоторые виды памяти при обучении, мы просто теряем возможность научить чему бы то ни было.