Что касается объема и набора знаний — общий набор дается. Даже довольно развернутый. Программа обучения насыщенная, доступная и очень содержательная. При этом бесплатная, что немаловажно, и одна из лучших в мире. Только учись и радуйся.
Учащийся может себе составить представление о том, что, как и почему в этом мире. Значит, казалось бы, цели обучения должны быть достигнуты. Но тут в образовательный процесс вмешиваются социальные факторы. Один из них — это атмосфера, царящая в классе, другими словами, отношения «Ученик-Ученик».
Атмосфера в классе — серьезный вопрос, который нельзя обойти. Атмосфера класса зависит от учеников — кто, так сказать, захватил власть, кто в стороне, а кто откровенный «подпевала». Повлиять на эту атмосферу под силу и в компетенции классного руководителя. Но он ведь тоже человек. У него свои взгляды на мир. И в соответствии с этими взглядами он и влияет на политику класса.
И вот здесь он может влиять не совсем правильно, что часто мешает учебному процессу. Кто-то сторонник жесткого режима, твердых незыблемых правил, считающий, что у учащихся еще «нос не дорос». А кто-то, напротив, за невмешательство в отношения внутри класса и вообще за демократию и свободу слова.
Тем не менее для детей, растущих и формирующихся личностей, важен особый подход, индвидуальный. Очень важно не унизить ученика, не сломать его, не уничтожить на корню его стремления, важно развить и поддержать его таланты.
Особенно следует быть внимательными в отношении даровитых учеников. Как известно, именно эти дети особенно легко ранимы и уязвимы. Они нерешительные и сомневающиеся. Да и физическое здоровье таких ребят нередко оставляет желать лучшего. Они не вожди и не лидеры, держатся закрыто, в стороне, и даже кажется, будто противопоставляют себя остальной части класса. В них словно заключена какая-то загадка, которая притягивает поначалу смелых, бойких и разбитных ребят из класса. Но дружбы, как правило, не получается — они на разных полюсах, точнее даже, они из разных миров, с разными интересами и говорят на разных языках. Возникает непонимание.
Непонимание, как известно, вызывает недоверие, далее страх и часто агрессию. И если взрослые уже научились справляться с неприязнью к «Иным», то детская психика еще не подготовлена. Хорошо, если неприязнь так и останется неприязнью. Хуже, если это выльется в агрессию. И уж совсем плохо, если дело дойдет до открытого противостояния или буллинга (по-нашему, просто травля).
И вот здесь учителю уже на самом раннем этапе нужно не упустить момент и все всем правильно разъяснить, успеть вмешаться, пока не поздно, пока еще не нанесена непоправимая травма чьей-то детской душе. Потому что если дело дойдет до буллинга в классе, то грош цена его классному руководителю. И не просто грош цена. Я бы судила. По уголовной статье о нанесении ущерба моральному и физическому здоровью несовершеннолетнего. Думаю, так было бы справедливо. Поэтому учитель должен стоять посреди связки «Ученик-Ученик» и грамотно корректировать эти отношения.
Еще один важный социальный фактор, влияющий на образовательный процесс, это отношения «Учитель-Ученик».
Психология утверждает, что 90% детей запрограммированы на то, чтобы перенять модель поведения близкого взрослого. Вспомните, как девочки играют в дочки-матери, повторяя куклам слова, которые им говорят мамы. Но не только у родителей дети копируют модели поведения. Приходя в школу, они снимают шаблоны и с учителей.
И вот именно об этом каждый учитель должен помнить. И следить за своими словами (а не только за словами учеников). Ребенка обмануть легко. На него легко «надавить», его легко заставить. Но так же легко обидеть и нанести незабываемую психологическую травму или просто оставить неприятный след в душе.
Приведу пример о своем сыне. Кстати, у него тогда была очень хорошая школа, раньше такие назывались образцовыми. Так вот, еще в 4 классе как-то учительница по математике на какой-то его ответ воскликнула: «Ну что за тупой ребенок!» Вот такая резкая женщина. А мой сын больше не пошел ни на один ее урок, как я ни уговаривала. Сама уговаривала его, но чувствовала, что не права. Он сказал еще тогда, что его не может ничему научить человек, которого он не уважает.
Кто-то из учителей может сказать: ученик должен уважать учителя хотя бы за то, что это его учитель. Но я, будучи сама учителем, не соглашусь. Если человек работает учителем, ему должны за это платить деньги, а вот уважение — нужно заслужить. И для того, чтобы кого-то научить, нужно стать авторитетом, завоевать доверие. Иначе любая думающая личность будет ставить информацию от учителя под сомнение.
Быть Учителем — великая заслуга, большая честь, но и большая ответственность. Мы проносим память о своих школьных учителях через всю жизнь. И то, какими будут эти воспоминания, зависит от учителя. Если мы помним справедливого, хоть и строгого, честного, открытого, знающего предмет и увлеченного им учителя, разве не означает это, что цели обучения достигнуты?