Как зародить интерес к классической литературе? Часть 2. Авторские методы

Реклама
Грандмастер

Цели и задачи определены, текст родителями прочитан, но я обещала нечто авторское, некий способ, который должен стимулировать интерес к работе над произведением. Переходим к самому интересному.

Определившись, что должен понять ребенок, надо включить интерактивные методы, которые должны стимулировать интерес.

Перед тем как начать чтение, предложите ребенку… написать рассказ, ну или роман. Современный рассказ с «попаданцем», героем, переместившимся из сегодняшнего дня в прошлое, в московский дом старой барыни.

Перейти к предыдущей части статьи

Пишем вступление… Пусть героем будет обыкновенный мальчишка, ровесник вашего ученика, который найдет портал в прошлое (с помощью магического предмета или таинственного хода, лаза, двери).

Начало написано, а теперь вперед — читаем рассказ Тургенева, обращая внимание на детали. Теперь все эти «армяки», «вершки», «сохи» — ценнейший материал для своего рассказа!

Реклама

При нахождении в атмосфере творческого замысла обсуждение поступков, характеров литературных героев принимает новый смысл.

Реклама

  • И вот вы уже замечаете, что Капитон — некогда получил какое-то образование и мнил себя человеком образованным, но со временем спился, стал жалок. Замечаете, какими приемами автор описывает никчемного героя.
  • Замечаете, что кротость Татьяны, ее смирение вызывает некое отторжение у Тургенева.
  • Замечаете, что Гаврила, скорый на лесть, подворовывает у своей хозяйки при каждом удобном случае.
  • Замечаете, как душно в доме барыни, как тягостно жить в атмосфере долгого вечера.

Вам легко это заметить, ведь вы теперь смотрите на произведение глазами писателя!

Реклама

Но что делать, если считаете, что у вас нет писательского дара? Можно придумать интерактивную игру. В наше время популярен Квиз, опросник, позволяющий проверить эрудицию.

Составляем вопросы для игры:

  • Вопрос. Известно, что рост Герасима — 12 вершков. Но вершок равен 4,4 см (длина основной фаланги указательного пальца). Получается, что рост дворника 52,8 см. А в тексте говорится, что он был великаном. Какой рост был у Герасима?
    Ответ: во время написания рассказа рост человека измерялся сверх 2 аршин (142,2 см). То есть рост 142,2 + 52,8 = 195 см
  • Кто такой шорник и какие еще обязанности он исполнял в московском доме барыни?
  • Какой способ изобрели дворовые барыни, чтобы Герасим разочаровался в Татьяне?
    Реклама
  • Какую новую одежду приобрели Герасиму после переезда в город?
  • Кто такие приживалки?
  • Выбери нужное. Отправляясь на сенокос, крестьянин брал с собой: грабли, борону, соху, косу, цепь, плуг, вилы.

Форму игры можно усложнить, добавив переходы на новые уровни после правильных ответов.

Знакомство с литературными терминами и приемами тоже хорошо провести в игре. Познакомили со сравнениями — подбираем сравнения к реальным персонажам.

Реклама

Литературные приемы, которые можно обыграть:

1. Олицетворение. Употребление в переносном смысле выражения (слова), которое «одушевляет» неодушевленный предмет.

  • Метель стелила белый полог.
  • Калитка жалобно пела грустную песню.
  • «Оживите» компьютер, стол, дверь, лейку душа.

2. Оксюморон. Стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой, т.к. сочетает в себе слова, противоположные по смыслу.

  • Начало конца.
  • Холодный жар.

Подберите примеры.

3. Иносказание. Выражение, которое скрывает в себе скрытый смысл.

  • Герои басен, Герасим — не просто дворник у барыни, но и образ народа, и т. д.

Найдите иносказания в других литературных произведениях.

Ориентируйтесь на индивидуальность своего ребенка, его способности, увлечения. Если он умеет делать простейшие мультфильмы, предложите создать «Историю Муму», где он покажет сюжет глазами собаки.

Понимая цели, задачи изучения классического произведения, не бойтесь использовать современные, интерактивные способы их решения. В конце концов, главное — интерес ребенка к классической литературе, к высоким образчикам литературного языка, а значит, и сохранение идентичности.

Реклама