Во-первых…
В плохом букваре изучение букв происходит в алфавитном порядке. И да, таких букварей очень много, и это настоящая проблема.
Вот первые 7 букв алфавита: АБВГДЕЁ. Как много слов можно составить из букв и какими эти слова будут в принципе? «Где, баба, гав, еда». Ну вот, наверное, и все.
Есть и вторая проблема, связанная с тем, что ребенку приходится изучать буквы в алфавитном порядке. В самом начале пути его заставляют сливать слоги с такими сложными буквами, как «Е» и «Ё». Трудность их в том, что они смягчают согласные звуки, что не так-то просто для понимая в дошкольном возрасте.
В каком же порядке изучаются буквы в хорошем букваре? Сначала дошкольник узнает несколько простых частотных гласных: «а, о, у». И несколько простых частотных согласных, например: «с, м, п, х». Из этого набора букв можно уже складывать понятные ребенку слова: мама, папа, сам, сом, оса, муха, ухо, мох
Во-вторых…
В плохом букваре акцент делается на изолированном изучении отдельной буквы. Много однотипных заданий на ее запоминание, а вот внимания тому, как это буква образует слог с другими буквами, уделяется мало. Знать алфавит и уметь читать — это две разные вещи.
В хороших букварях много слоговых таблиц в различных вариациях. Сначала читаем прямые слоги: «са, со, су». Теперь читаем читаем обратные: «ас, ос, ус». Теперь прямые и обратные слоги вместе, а потом слоги из трех букв, открытые и закрытые. И так далее.
В-третьих…
Важно прописывать в книге минимальный набор рекомендаций для родителей о том, как правильно учить ребенка читать.
- Самая распространенная ошибка — ребенка учат не звукам, а буквам, в их каноничном понимании: «эМ, Пэ, эС»
и т. д.
В результате ребенок, который прекрасно знает весь алфавит, не может банально сложить две буквы. Потому что слово «мама» для него выглядит как «эмаэма». Понятные и доступные рекомендации помогли бы избежать этих досадных ошибок. А досадные они из-за того, что вынуждают детей впоследствии переучиваться.
В-четвертых…
В хорошем букваре дается необходимый минимум фонетических знаний — о том, что бывают буквы, которые поются, их называют гласными. Они произносятся чуть подольше. А есть согласные, их произносят коротко. А согласные, в свою очередь, бывают твердыми и мягкими. И так далее.
Может показаться на первый взгляд, что эти знания лишние, хотя на практике при обучении чтению это не так. Эти знания помогают ребенку понять, как правильно читать тот или иной слог. Помогают слышать гласные звуки в речи, что потом отражается на письме.
На данный момент мой любимчик — это букварь Надежды Жуковой. Он, кстати, одобрен ФГОС. Логопедический букварь