Обычно в таких случаях я провожу родительское собрание, объясняю, что к чему, и вопрос отпадает сам собой — компьютер пока покупать не нужно!
Конечно, такое решение касается не всех школ. Очень жаль, что в нашей стране нет единых образовательных программ. Когда приходят списки программ, предлагаемых Министерством образования, руководство хватается за голову, не зная, что выбрать. Так вот, некоторые программы предлагают уроки информатики с машинным вариантом, а некоторые — без.
Я за вариант без машины и за тот учебник, который составил Горячев и другие. Полное название учебника «Информатика в играх и задачах», который учит ребёнка думать и анализировать; но не каждый среднестатистический школьник способен решить задачки, на первый взгляд, совсем простые, самостоятельно.
Начав вести информатику, я столкнулась с некоторыми трудностями. Картинки в учебнике-тетради не слишком красочные, и учителю сложно сконцентрировать внимание детей одновременно на заданиях и пояснениях учителя.
Не знаю, у всех ли школ есть возможность использовать на уроках мультимедиа — в нашей начальной школе, к счастью, есть. На каждый урок я стала готовить небольшую презентацию с пояснением, аналогичными заданиями и ответами к ним. Притом, мои ответы появлялись после ответов детей, давая им возможность проверить себя.
Ещё один важный фактор: дети не сидят за компьютером, но они поняли, что волшебное окно мультимедиа напрямую взаимодействует с умной машиной, помогает освоить материал. Они уже давно не заглядывают ко мне в монитор — главное, что происходит на экране.
Конечно, у многих детей есть дома компьютер, но при этом, что они умеют с ним делать? В игры играть. Почти никто не печатает текст и не рисует, не говорю о других каких-то программах. Конечно, и игры разные бывают, но в основном бестолковые.
Хорошо, когда родители имеют время контролировать своё чадо, а если нет — ребёнок может просидеть за монитором часы напролёт. Кто из нас не знает, как быстро идёт время в таких случаях.
И получается: ребёнок сидит в школе на уроках, дома за уроками, да ещё пару часов за компьютером. А статистика бьёт тревогу: всё меньше здоровых детей в наших учебных заведениях!
Я твёрдо убеждена, что не нужно в младших классах использовать машинное преподавание, как бы хорошо ни были оснащены школы. Пусть на уроках информатики дети решают замысловатые логические задачки, учатся анализировать. Ведь подмечено: младшие школьники начинают лучше учиться и по другим предметам, усвоив азы информатики. И мой кружок переполнен учащимися всех классов. И когда я сообщаю новичку, что мы не работаем за компьютерами, он радостно мне отвечает: «Да знаю, я знаю! Все говорят, что у вас тут и так интересно, а в компьютер я и дома поиграю».
О чём свидетельствуют такие слова учеников? Детям всё-таки нужно живое общение: смех, шутка, интересное занятие. Ведь они учатся классифицировать предметы, составляют алгоритмы, графы, коды. И всё это в игре! Часто мы прибегаем к карандашам, ножницам и бумаге, дети имеют возможность приложить предметы, проверить формы, сделать выводы, найти решение. А ещё на таких занятиях и развитие речи присутствует: попробуйте построить свои вопросы, чтобы они содержали ответ только «да» или только «нет». А ещё сформулируйте вопрос, чтобы на него можно было ответить полным предложением. Вроде всё просто для вас, но не для ребёнка.
В начальной школе компьютер и мультимедиа необходимы учителю, чтобы готовить презентации по таким предметам, как история, естествознание, гражданское образование, изобразительное искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности. Ведь дети мыслят образно, а использование наглядно-иллюстративного и музыкального материала помогает легко усвоить даже самый трудный материал, учителю — повысить качество обучения, наработать материал, который можно использовать годами, только пополняя уже имеющуюся наглядность. А дети? Они с радостью ходят на такие уроки, где не только расскажут, но и покажут!
Не верите? Приходите на мои уроки!