Литература и маркетинг. Есть ли точки соприкосновения?

Реклама
Грандмастер

В писательской среде продолжительное время обсуждается тема гибели литературы. В числе главных виновников называют маркетологов, которые превратили художественность в товар, который можно и нужно продавать.

Во многом претензии справедливы, вряд ли издательства пойдут на риск публикации книги, в востребованности которой сомневаются. В мире материальных ценностей конвертируются только эмоции, позволяющие избавиться от комплексов, мешающих обогащению.

Какое-то время ситуация казалась безнадежной, но неожиданно стали появляться новые имена, новые книги, возвращающие к общечеловеческим ценностям. Жанровое разнообразие не мешает пробуждать эмоции и осмысливать содержание, вовсе не плоскостное, каким страдает массовая литература. Разумеется, литераторы не появились из ниоткуда, они были всегда, как всегда шли процессы развития литературы. Само появление подобных книг говорит о запросе на нечто глубокое и сложное, на искренность. Это особо остро ощущается в эпоху фейков.

Реклама

Но почему этих имен так мало? Причин несколько.

Первая и самая серьезная — отсутствие литературных лифтов. На смену советским творческим союзам и практике толстых журналов ничего не пришло. Толстые журналы, как, впрочем, и союзы, утратили свою функцию — продвижения новых талантливых авторов. Их могли бы заменить литературные агентства, но на практике подобные агентства — лишь способ зарабатывания денег.

Реклама

К такому выводу легко прийти, просто прочитав перечень услуг от рецензирования до написания книги «под ключ». Писательский труд больше не финансируется государством, это и весьма сомнительные инвестиции для бизнеса, поэтому авторы, зарабатывая в других областях, относятся к написанию текстов как к хобби.

Продвижение книги — трудный и затратный процесс. От автора требуют медийности, требуют, чтобы постоянно привлекал к себе внимание. Все эти маркетинговые инструменты отвлекают от творчества.

Возможности свободной публикации, отсутствие фильтров привели к расцвету графомании, любой текст на уровне школьного сочинения можно легко издать и чувствовать себя писателем. Более того, попав в мейнстрим, засветившись в ток-шоу, сделав свою персону узнаваемой, можно считать себя популярным. То есть популярность проистекает не от качества текста, а от известности автора.

Реклама

Но не все так плохо, никогда еще не было таких возможностей публикации. Можно найти своих читателей, поместив произведения в Интернете, создать свою книгу на издательской платформе или воспользоваться услугами многочисленных коммерческих издательств. Вряд ли такие публикации дают серьезный стимул для работы над качеством, однако к развитию стимулируют возможности связей с читателями и отслеживание интереса к текстам.

Реклама

В литературной среде набирают популярность различные школы писательского мастерства. О занятиях я имею весьма поверхностное представление — на уровне презентаций курсов и рекламных объявлений, а также отзывов тех, кто на них обучался. Безусловно, они могут быть полезны, но вряд ли научат главному в писательстве — умению создавать атмосферу текста, в которую поверит читатель. В таких проектах много маркетинговых просчетов, моделирования алгоритма воздействия на читателей.

Разумеется, с помощью готовых лекал не развить талант, но обучить написанию качественного текста возможно — важно, чтобы учителя были профессионалами.

Два примера. В анонсе одного из курсов говорится о занятии, на котором слушатели описывали тишину. Профессиональное погружение и поиск точных образов пойдут на пользу литератору. А в другом случае ученикам предлагали работать над написанием портретов, что-то вроде описания двадцати различных форм бровей. Просто составление фоторобота, а не литературное творчество. Излишняя описательность вредит тексту, атмосферу создают не количеством, а качеством. Как в случае с тишиной, достаточно написать, что слышно, как лист упал на пол или как поскрипывает форточка в подъезде.

Реклама

И если маркетологи готовы учиться писательскому мастерству, то готовы ли литераторы присмотреться к маркетингу

? Должна ли литература быть вещью в себе, или должна ориентироваться на читателя? Всегда ли внимание к читателю означает снижение качества?

Николай Васильевич Гоголь, как известно, сжег второй том «Мертвых душ» от невозможности показать образ прекрасного человека, образ будущего. Он относился к литературе как миссионерству. Создавая образ, примерял на читательское восприятие, вот что было важно!

Реклама

На мой взгляд, современным писателям было бы полезно прочитать несколько статей по маркетингу, чтобы изменить угол зрения, попытаться прочесть свой текст глазами читателя, а также представить его собирательный образ.

Мы живем в переходное время. Я думаю, будущее литературы за профессиональными площадками, на которых автор может зарабатывать размещением рекламы. А это значит, современный писатель должен думать о читателе. Содержание можно донести, только управляя вниманием читателя.

Реклама