Что важнее - свобода или обязательства? О работе, халяве и мотивации

Реклама

Прошлым летом я решил купить себе новый мобильник. Нужно было дешевое устройство, но с большим количеством оперативной памяти. Обнаружил, что подходит только несколько моделей малоизвестных для меня производителей.

Целую неделю изучал обзоры, выбирая среди них наилучшее соотношение затраты/производительность. В голову пришла мысль, что будь на моем месте обычный фрилансер, он бы это же самое время потратил на то, чтобы взять пару дополнительных заказов, заработать денег дополнительно и купить более дорогой телефон. Но меня подобное не прельщало совершенно.

И тут возник вопрос: почему второй вариант меня мотивирует, а первый — нет?

Ответ нашелся быстро: поиск дешевого, но хорошего телефона воспринимается как возможность получить некую халяву, в то время как фриланс-заказы — как работа.

Интереса ради задался вопросом, сохранился бы у меня тот же уровень мотивации, если бы эта деятельность превратилась бы в работу (скажем, кто-то предложил бы мне составить обзор соответствующего сегмента рынка, купив в качестве оплаты выбранную модель телефона)? Покрутив в голове эту ситуацию, я понял, что нет, уровень мотивации был бы такой же, как и при выполнении обычных заказов, если не ниже.

Реклама

Это заставило задуматься: в чем же заключается принципиальное отличие работы от халявы? Почему уровень мотивации настолько разный, даже если в конечном итоге действия требуется выполнить те же самые?

Поразмышляв над этим какое-то время, смог найти и сформулировать следующие отличия:

Реклама

  • Халява — это спонтанность в духе «захотел — сделал и получил результат, расхотел — в любой момент бросил и ничего не потерял, кроме уже потраченных усилий». (Так в описанном выше примере я в любой момент мог решить: «не буду покупать телефон сейчас, подожду еще пару лет».) Работа так или иначе предполагает обязательства перед заказчиком или работодателем, и спонтанность исчезает в тот момент, как только эти обязательства на себя берутся: раз пообещал, то нужно сделать в любом случае, независимо от того, расхотелось или нет.
  • Поиски халявы в большинстве случаев не ограничены по времени, работа же почти всегда предполагает обозначение сроков выполнения. Так, например, тот же телефон я мог бы выбирать и еще полгода, в надежде, что они за это время подешевеют. А вот вероятность, что заказчик согласился бы ждать обзора целых полгода, была бы весьма мала.
    Реклама
  • Работа предполагает некоторые критерии качества и оценку результата заказчиком, тогда как халява ищется для себя. Никаких внешних оценок там нет, единственный критерий — это «доволен ли я сам результатом».

И именно вот эта несвобода и обязательства, создаваемые работой, и есть причина того, что халява кажется гораздо более привлекательней, даже если сами действия для ее получения — те же самые.

Реклама