Наш мозг кладет идею в инкубатор и медленно, неспешно ее прогревает и ворочает. Срок инкубирования задан сообщением о том, когда должен быть предъявлен результат. Нужен дополнительный навык, чтобы ситуацию исправить, но много ли нам встречается педагогов среди учителей или родителей, которые умеют прорабатывать дополнительные навыки?
Представим себе школьника, которого дома заставляют переделывать домашнее задание до тех пор, пока оно не окажется выполненным идеально. По меркам нынешних тяп-ляп-психологов это бессмысленная жестокость. Незачем третировать ребенка каким-то конкретным навыком, который ему в жизни ни разу не понадобится.
Но дело в том, что вырабатывается не только какой-то мелкий навык, скажем, написания закорючки (которая станет основой многих букв, красивого разборчивого почерка и желания писать, что очень сильно влияет на судьбу), но и навык волевых действий, тренируется сила воли. Если небрежная работа не принимается, то будут приложены ежесекундные усилия к тому, чтобы работа не оказалась небрежной.
Тренировка волевой выносливости — это уже большой плюс. Но здесь есть еще и предусмотрительность: если работа может оказаться испорченной и ее придется переделывать, то надо начать раньше. Чем бы ни хотелось заниматься, но пока не будет доведено до совершенства основное задание, все прочее не может быть допущено в зону сознания.
Мозговой инкубатор — очень хорошая вещь, но можно ведь делать не одну закладку идей. Если пробовать сделать дело, то будет гораздо больше материала для мышления. Потому хорошо начать с пробы. Однако есть одно условно полезное правило: «Дуракам полработы не показывают». Проба и присутствие несдержанного критика несовместимы.
Когда мы были детишками, над нами часто нависало грозное око взрослого, который мог потребовать непременно завершить дело сию минуту. Взрослые ведь знают, что дети бросают свое занятие и не возвращаются к нему, если не потребовать. И начинают требовать автоматически. Только начни какое-то опознаваемое взрослым дело — и немедленно появится критик, оценщик, погоняльщик.
Чтобы этого избежать, дети не берутся за то, что может быть опознано взрослыми. Они очень любят нормальную общечеловеческую работу, но предпочитают просто играть, потому что взрослый с его взрослыми навыками, что делает достижение цели простым, насмешливо посматривает на неуклюжие попытки новичка, комментирует, советует.
Ладно бы советовал доброжелательно и дельно. Но увы, не все взрослые разумны и тактичны. Кто-то начинает занудно поучать, кто-то начнет пилить по пустякам, кто-то зло пошутит. Опасные существа эти взрослые. И дети, даже друзья, не лучше.
В общем, «дуракам полработы не показывают», и простейший способ не показать — просто работу не начинать до последнего момента или не начинать вовсе.
С каким же навыком приходим мы к нашей взрослой жизни, когда можно не зависеть от мнений посторонних? С навыком откладывания. Все потом, потом, потом, пока не нависнет угроза немедленной расправы. И тут правило «полработы не показывать» отступает, энергия фонтаном хлещет из глубин существа.
- Студент чудесным образом в последнюю ночь перед экзаменом усваивает столько материала, что, занимайся он так ежедневно, в 19 лет был бы академиком по своему интеллектуальному потенциалу.
- Пенсионер перед приездом жены на дачу строит в последний час столько, что она всерьез верит в трехдневный напряженный труд.
- А пресловутые дедлайны на работе и вовсе похожи на размахивание волшебной палочкой.Реклама
Что делать, чтобы преодолеть детскую заморочку?
В очередной раз хочется напомнить, что комментарии под статьей могут быть в разы содержательнее статьи, она лишь повод для читателей поделиться своим опытом. Прошу не стесняться описывать свой богатый жизненный опыт.
А я делаю так: подготавливаю книгу, которую мне очень хочется прочитать, и читать ее буду в последний момент перед предъявлением результата. Почему бы нет? Когда читаешь, очень хорошо переосмысливается сделанное. Книга отлично гасит тревогу, ни к чему не обязывает, это фактически запас времени и нервной энергии, который можно потратить по своему усмотрению. Пусть мозг инкубирует в это время тот последний штрих, который сделает готовую работу совершенной.
Это напоминает мне то, как работали известные мастера живописи со своими учениками: ученик рисует основные фигуры, а учитель наносит штрихи, которые превращают работу в живую и совершенную. Ученик часами мазюкает, а мастер в считанные секунды превращает полуфабрикат в совершенное произведение искусства.
Уважая свой мозг, я сперва занимаю его какой-либо аудиокнигой, пока руки или служебные, скажем так, части мозга делают свое дело, а потом вызываю Мастера с его волшебной кистью, чтобы артистично нанести последние штрихи. Читаю интересную книгу, а Мастер в это время присматривается к готовой работе.
Это работает и в творческих проектах, и в таком простом житейском деле, как сборы в дальнюю дорогу. Запихать всё как попало в сумку и прибежать к поезду в последнюю минуту — вот мой «детский» образ действий. А взрослый — это когда список необходимого составляется еще по результатам предыдущей поездки, а перед новой поездкой он дополняется и уточняется, нужные вещи раскладываются на заранее освобожденной полке, чтобы видно было, что надо упаковывать, и чтобы не переворачивать все вверх дном, убеждаясь, что нечто важное не забыто. За многие часы до отправления все собрано и подготовлено. Выход из дома тоже с часовым запасом, и интересная книга, конечно же, не забыта. Нет места самооправданиям типа: спешили, забыли в спешке, но ничего уже не поделаешь.
Привычка завершать дело задолго до момента предъявления результата позволяет многократно возвращаться и совершенствовать его, если возникнет желание, используя тот самый бурный энергетический поток последнего момента.
Так поступают студенты-отличники, которые 1 сентября уже знают ответы на предполагаемые экзаменационные вопросы.
Так поступают артисты и музыканты, проигрывая роли и произведения в мечтах и во сне многократно от начала и до аплодисментов и криков «Браво!».
В любом деле, если срок сдачи намечен на далекое будущее, надо суметь перенести этот момент в настоящее или на гораздо более близкий срок.
Это очень простой навык. Настолько простой, что достаточно однажды решить поступать подобным образом — и исчезнут опоздания и стрессы. Просто подмените срок, заданный извне, своим собственным.