Немного о причинах. В начале прошлого века психологи поставили несколько довольно жестоких экспериментов.
«Ужасный» эксперимент Венделла Джонсона, 1936 год. Детей-сирот с нормальной речью разделили на две группы: в одной детей нахваливали за чистоту и правильность речи, в другой третировали за каждую ошибку и обзывали жалкими заиками. Дети из второй группы за всю жизнь не смогли избавиться, даже с помощью специалистов, от заикания и речевой скованности, в то время как первая группа хоть и не дала цицеронов, но обеспечила уверенное владение богатым языком.
Если перепрожить заново случаи унижения и обесценить их, зато постоянно повторять вдохновляющие моменты признания заслуг, то можно выйти из кризиса воли. Однако в постоянно унижавшей среде все случаи унижения вспомнить не удастся, даже если сильно постараться.
Но и здесь ситуация не безвыходная: можно развить мощнейшую силу воли вопреки обстоятельствам. И можно стать невероятно позитивным человеком, отталкиваясь от чудовищного негатива, можно воспитать мощнейшую волю к достижениям, отталкиваясь от обстоятельств, которые эту волю должны были стереть в порошок, обратив в безволие.
В те моменты, когда память выбрасывает на поверхность какое-либо оскорбление, получите из него все, что возможно, добейтесь мощнейшего энергетического всплеска. И пусть он, а не оскорбление, останется в памяти как опора для построения нового образа жизни.
Реклама
Эксперимент 1920 года с крошкой Альбертом. Малышу было 9 месяцев, он играл с белой ручной крысой, при этом ему показывали белого кролика, клок ваты, Санта-Клауса с белой бородой. В один далеко не прекрасный день Джон Уотсон начал внезапно бить молотом по листу жести за спиной младенца каждый раз в момент прикосновения к крысе. После нескольких испугов приближение крысы стало вызывать плач и ужас, и такая же реакция на кролика, вату и прочие напоминавшие о крысе предметы. Фобию не удалось преодолеть в течение жизни. Представляете мужчину, который панически боится клочка ваты?!
Об этом эксперименте должны знать родители и педагоги, которые иногда позволяют себе проявлять холерический темперамент. Ребенок делает уроки, ошибается, раздается рявк, и так несколько раз. Результат — тетрадь, учебник, ручка, сам предмет, сама школа, да мало ли что еще становятся источником неуправляемых страхов.
Но что делать бывшему ребенку, на которого рявкали?
- То же, что и в предыдущем случае: перепрожить заново. Вспоминать, рассказывать об этом. Стать, от противного, исключительно терпеливыми со своими детьми и в целом с любыми живыми существами.
Хотя холеричность, подобно заразе, подцепляется и распространяется против воли людей, и избавиться от нее так же трудно, как от хронической болезни. И все-таки надо стараться.
Что же касается неодолимого страха, перешедшего в отвращение к предметам и занятиям, то стоит иногда в выходные или во время отпуска посвящать несколько часов его преодолению.
Записывайте страхи, сортируйте, чтобы в список не попала нормальная предосторожность.
Реклама
К примеру, перебегать дорогу перед носом автомобиля — это вовсе не иррациональный страх, и его ни к чему преодолевать. Имея в руках список своих иррациональных страхов, пробуйте понемногу то, чего боитесь. Совсем чуть-чуть, потом чуть больше. Так даже аллергию преодолевают, не то что нервную связь между письмом и красной двойкой учителя или между оговоркой и эмоциональным взрывом несдержанного слушателя.
Сейчас эпоха кремирования старых фортепиано. Многие дамы с ужасом вспоминают, как они учились в музыкальных школах, с тех пор инструменты стоят в домах ненавистным напоминанием о рутине музыкальных занятий. Но родители, для которых пианино было символом культуры и красивой жизни их детей, не дают уничтожать инструмент до самой своей смерти.
И вот родителей не стало. Выждав положенный срок, инструмент выволакивают из дома на свалку, сообщая всем встречным, что ни разу за сорок лет на нем не играли.
Но почему бы не начать играть? Живой звук — это куда как лучше, чем синтезатор. Навыки утрачены? Разве взрослый человек не властен над своими навыками и не восстановит их при желании? Унижение со стороны надменной учительницы в музыкальной школе? Да, это серьезно. Это то самое, о чем идет речь.
Моя подруга занялась этим вопросом, она села за пианино, чтобы заново пережить унижения со стороны музыкантши, чтобы та вертелась как пропеллер под своей гробовой плитой. Она достала ноты с 1 по 7 класс и довольно быстро убедилась, что программу первых трех классов исполняет великолепно. Учительница была бы в восторге.
И тут память переключилась. Была выбита пробка пережитых обид, и в душу хлынула неимоверная благодарность. Она играла больше и больше, заливаясь слезами благодарности к учительнице, к матери, которая заставила ходить в музыкалку, к соседям, которые все это терпеливо слушали.
Когда она рассказывала мне об этом, в ней не оставалось ничего от задерганной чиновницы и загнанной домохозяйки, она была расслабленная, радостная, ощущалась как исключительно легкий и приятный человек. Мало того, ее покинули хронические заболевания.
Тут, конечно, большую часть работы совершила гомеопатия, но и отпущенные обиды, переработанные страхи и унижения сыграли свою роль. Плюс внезапно ставшее доступным музыкальное творчество. Она превратилась в мощный поток здоровой энергии.
Крошка Альберт и ребятки-сиротки не были избавлены от проблем помощью извне, но результат мог бы быть другим, если бы посыл шел изнутри. Мы же все родом из детства, не так ли? Одни и те же обстоятельства одних сокрушают, других поддерживают — в зависимости от того, что и как удалось позднее переосмыслить и перепрожить в сопровождении своей взрослой мудрости.
У вас нашлась минута прочитать эту статью? Найдется ли еще одна, чтобы изменить свою связь с прошлым прямо сейчас? Чувствуете ли, как превращаетесь в мощный поток здоровой энергии?