Однако в жизни бывают светлые моменты. Даже алкоголик, пропивший мозг, видя доступное отравляющее вещество, на время обретает бодрость и уверенность в себе. Но получать подобные краткие миги просветления — не достойная цель. Хорошо бы выйти из мрака.
Беспомощность очень сильно зависит от обобщенного взгляда на ситуацию. Школьник знает, что не способен выучить стихотворение наизусть, потому что когда-то не смог его выучить. И все полученные двойки — доказательство, что он вообще никогда не сможет выучить, хотя не смог один раз. Дурак-родитель скажет, что этот школьник идиот, умный родитель придумает причину, по которой в тот раз не получилось, уберет ее и на какой-либо запоминающейся мелочи покажет, что память есть.
Может быть, ему придется сто раз повторить, может быть, он создаст очень эмоциональную иллюстрацию-зацепку — любой вариант подходит для первого маленького успеха. Потом отдаляем и обесцениваем картинку неуспеха, увеличиваем и раскрашиваем в яркие краски картину успеха, и на весах разума второе перевешивает, обобщение становится другим: я могу. И насколько обобщение прежде мешало, настолько оно впредь будет помогать.
Это получается само собой, если рядом нет погашающего типа с большим влиянием. Но бывает, что такой погашающий тип начеку и выбраться из западни не дает. Он действует противоположным образом: успех превращает в ничто, зато неудачи раздувает до неимоверных размеров. Да-да, из мухи раздувает слона, а мух у него в запасе много. На гнилых душонках мухи очень хорошо разводятся.
Что делать? Тому, кто сегодня и сейчас находится в поле зрения погашающего типа, помочь затруднительно, но можно вырвать его хоть на время. Погашающего можно отвлечь и в это время его жертве раскрыть глаза на то, что происходит. А если погашающий — это добрый родитель, который лишь заботится о порядке? Тогда вызывать гнев ребенка в отношении родителя как-то не этично. Все равно ведь ребенок останется жить в тех же условиях, только с конфликтом в душе.
К тому же не исключено, что наблюдатель, пожелавший выступить в роли спасителя, совсем не прав, у него вышло какое-то искажение восприятия. Люди, которым хватает воображения представить свою неправоту, не вмешиваются, зато весьма активны те, кому ума и воображения не хватает допустить что-либо подобное. И к злу погашения добавляется кошмар озлобления, сдобренный убеждениями кого-либо не шибко умного, эти убеждения могут быть сколь угодно опасными.
Очень часто не стоит делать ничего извне. А на то, чтобы запустить рост изнутри, достаточно нескольких минут. Что же такое сказать, чтобы беспомощный смог рано или поздно выбраться из вязкого месива своих неудач?
Есть примеры в хороших фильмах. Например, «Однажды все изменится». Фильм дает установку и часа полтора на ее фоне показывает конкретную судьбу, в которой это правило сработало. Не важно, насколько доказателен фильм, важны эти полтора часа покоя, в течение которых мысль успевает укорениться. То есть может быть достаточным сказать название убеждающего фильма.
Если на человека с выученной беспомощностью внезапно обрушивается щедрость мира, эффект может быть неожиданным. И в положительном, и в отрицательном смысле. Иногда ведь беспомощность сдерживает дурные наклонности. Но это большая редкость. Куда чаще беспомощен добрый честный идеалист. И потому обладатель ресурсов может при первом же случае показать дорогому ему беспомощному внезапное превращение мира из жестокого в добрый.
Если подавляющая ситуация прекратилась, это сработает, но если она возвратится через сколько-то часов, то этой попыткой всего лишь обесценится сама идея мгновенного волшебного превращения мира из злого в добрый. Так что терапия внезапной щедростью под вопросом. Медленное вырастание нового состояния изнутри опять оказывается предпочтительнее.
Что же можно еще попробовать?
Просто спрашивать мнение беспомощного. Что нравится и не нравится? Почему? Позволить рассказывать о своих ощущениях в безопасной обстановке. Если можно рассказывать, то ощущения нужны, если нужны, то их стоит прояснять и фиксировать. И муть рассеивается.
Понятие выученной беспомощности появилось давно и с некоторых пор на слуху, так что расписывать подробности смысла нет. Но стоит сказать, что многие состояния, известные психиатрии, имеют в основании выученную беспомощность. Если вы заподозрили в отношении себя, что близкие могут задуматься о приглашении психиатра, поищите у себя выученную беспомощность и спокойно выходите из нее.
К примеру, жизнь ощущается как беспросветная, выхода нет нигде, и душевное состояние в целом вполне можно назвать депрессивным. Для начала поищите, в чем вы представляете правильным лишь один способ действий, ставший невозможным. Беда не в том, что он невозможен, а в том, что вы видите только его. Вы не случайно видите только один вариант, это как минимум качественно созданная иллюзия, учитывающая все ваши нормальные попытки выйти из положения. Но попробуйте искать не выход, а что-то совсем другое. Иллюзия на это не рассчитана…
Выученная беспомощность — большая тема. Она может затронуть все стороны бытия. Она очень и очень пригодна для того, чтобы стать хотя бы на время той точкой зрения, с которой все хорошо видно.