Перейти к предыдущей части статьи
Проведите эксперимент. Попробуйте что-то утверждать, отрицательно кивая головой. Требует сильного напряжения. Разумеется, в реальной жизни не всегда явно выражено, нужно наблюдать за мини-движениями.
Отклонение головы в сторону. С точки зрения языка жестов это очень хороший сигнал заинтересованности. При ведении переговоров важно его учитывать. А если при этом корпус наклонен вперед, то ваш визави поддерживает аргументацию. Можно говорить о взаимопонимании между вами.
Когда можно прекращать диалог или кардинально менять тактику? Когда вы наблюдаете низко опущенную голову оппонента. В невербальной коммуникации это сигнал негативного отношения к тому, что он слышит и видит.
Если ваш партнер сидит и во время диалога подает голову и корпус вперед, навстречу, а руки остаются в прежнем положении на подлокотниках — наступил момент завершения сделки или принятия какого-либо решения.
Многим знакомо выражение: «Глаза — зеркало души». Действительно, глаза, взгляд передают мельчайшие оттенки чувств, эмоций.
Проведем эксперимент? Сядьте перед зеркалом, включите приятную музыку, приглушенный свет. Подумайте о чем-либо приятном. Следите за размерами зрачков. Теперь вспомните ситуацию, когда вы были раздражены, рассержены, гневались. Оказывается, зрачки реагируют на ваши эмоции! При возбуждении они увеличиваются в 4 раза! Подавленность сопровождается сужением зрачков. Влюбленный взгляд — это
Длительность прямых взглядов имеет решающее значение. Если человек, во время разговора смотрит вам в глаза только треть времени, это означает, что он что-то скрывает или переживает негативные эмоции. Доверительные отношения строятся на контакте глаза в глаза не менее 70% времени.
Английский психолог Джон Арджайл даже разработал формулу любви. Да-да, именно любви. По его расчетам, те, кто хочет выстроить хорошие отношения со своим партнером, заставить его полюбить, должны использовать взгляд как элемент
Не секрет, что скованным, робким людям очень трудно вступать в коммуникации, да и моббингу они подвергаются гораздо чаще. По каким признакам определяется такой тип людей на языке тела? Чаще всего — по долготе взгляда. Если человек не может смотреть прямо в глаза больше трети времени общения, скорее всего, это робкий человек. Так может, детей, которые подвергаются травле, надо в первую очередь учить держать взгляд?
Следует помнить, что долгота взгляда зависит от ментальных особенностей. Европейский, долгий взгляд в Азии может быть расценен как вызов, как показатель агрессии.
«Илья смотрел ему чуть пониже подбородка — есть такая особая точка, куда следует смотреть сотрудникам во время разговора. Не в глаза и не в пол» (Дмитрий Глуховский «Текст»).
В приведенной цитате герой смотрит на «особую точку» во время разговора с сотрудниками правоохранительных органов, демонстрируя знание географии взглядов.
Алан Пиз в книге «Язык телодвижений» говорит о трех зонах взгляда.
- Район «третьего глаза» — точка на лбу собеседника. Если во время деловых переговоров вы будете удерживать взгляд на этой точке, то скорее всего, вам удастся контролировать процесс.Реклама
- Социальный взгляд — это взгляд в треугольник, очерченный глазами и ртом собеседника. Это зона дружеских контактов, равного общения.
- Интимная зона. Взгляд опускается до уровня груди. У сексуальных партнеров еще ниже. Мужчины и женщины этим взглядом демонстрируют заинтересованность.
Во взгляде искоса решающую роль имеет лоб и брови. Опущенные брови, нахмуренный лоб в сочетании с таким взглядом — знак неодобрения. Напротив, приподнятые брови — явное заигрывание.
Прикрытые веки — сигнал подсознания: «уберите это из поля моего зрения».
Как заставить собеседника смотреть вам в глаза? Существует эффективный прием: надо поместить на линию взгляда какой-либо предмет, а потом убрать его.
Заигрывание на языке телодвижений предполагает взгляды искоса или в интимную зону. Если вы хотите держать барьер, никогда не опускайте взгляд ниже социальной зоны.
Один из родоначальников методов нейролингвистического программирования Милтон Эриксон разработал теорию связи между направлением взглядов и способами мышления.
- Движение глаз вверх-влево или вверх-вправо, а также расфокусированный прямой взгляд говорит о создании зрительного образа.
- Движение влево-вправо сопровождает создание слухового образа.
- Влево-вниз свидетельствует о внутреннем диалоге, контроле, часто лжи. Вправо-вниз — воссоздание кинетических образов: вкус, температура, а также любовь, ненависть и другие чувства.