Что скрывает цинизм?

Реклама
Грандмастер

Циничный человек — не самый приятный собеседник. Он словно насмехается над всем, что значимо для других людей. Причем насмехается с издевкой, а то и со злостью. В общем, опознать циничное поведение легко. Но что именно в циничном поведении делает его неприятным?

Многие циники — люди весьма неглупые, которые не могут не понимать, какое впечатление их поведение производит на окружающих. В чем же причина подобного поведения?

Для начала откроем словарь. Как ни странно, у столь очевидного явления длинное и витиеватое определение:

«Цинизм — вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к догмам господствующей идеологии.
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей».

Правильно, но громоздко! Попробуем короче:

цинизм — выражение демонстративного пренебрежения к общепринятым нормам и ценностям, зачастую провокационное.

Реклама

Неспроста слово «циничный» обычно используют в негативных оценках: от неприятной «циничной» ухмылки до преступления, совершенного «с особым цинизмом».

И соседствует эта оценка с нелестными уточнениями: «злой», «холодный», «равнодушный», а то и «бездушный». Вот такая замечательная компания. И если к некоторыми видам цинизма — например, профессиональному — мы относимся с пониманием, восторга они все же не вызывают.

С профессионального цинизма и начнем. Его причины лежат на поверхности.

Реклама

«Человек — не блоха, ко всему может привыкнуть»: к опасности, к чужим страданиям, даже к виду смерти. Почему? Мы не способны бесконечно выдерживать сильные эмоции. Мы не сможем иметь дело с чем-то, по-настоящему пугающим, вызывающим отвращение; с тем, что несет чрезмерную эмоциональную нагрузку. Включаются защитные механизмы! И рано или поздно, эмоции притупляются. Мы начинаем воспринимать болезненное, отвратительное или пугающее как некую обыденность. А обыденное не вызывает излишних переживаний.

Если же страшное или печальное для нас — обыденность, мы и рассуждаем о нем «легко». Если мы умеем обращаться с источником этого опасного/печального/неприятного, то и переживать особо не о чем. Когда эта «бесчувственность» связана с профессиональной сферой, она и называется «профессиональным цинизмом».

Реклама

Например, для врача чужая болезнь — объект работы. С которой он сталкивается ежедневно, с которой умеет работать и знает, как поступить. Отсюда и видимая «легкость», с которой он говорит о болезни.

Холодно рассуждающий о болезни врач, по сути, называет вещи своими именами. И в этой холодной прямолинейности «бытовой цинизм» схож с профессиональным. Отличается он в другом.

Реклама

Попробуем конкретизировать: за что именно не любят циников? Только ли за холодность и лёгкость, с какой те рассуждают о вещах, значимых для большинства из нас? Или за подчеркнутую демонстративность, с какой это делается?

Профессиональный цинизм — холодный. В отличие от не профессионального, «бытового», весьма эмоционального. Циник рассуждает вроде бы холодно, но при этом напористо, подчеркнуто, напоказ.

Это прекрасный маркер, сигнализирующий о том, что никакого безразличия нет и в помине. Под маской холодности просматривается эмоциональность.

Но эмоции на пустом месте не возникают. Тем более «скрываемые» за безразличием. А они скрываются. Спросите у циника: почему так его волнует то, о чем он цинично и столь легко рассуждает? Очень возможно, узнаете, что ему «вообще по…», и если и бесит его что-то, то разве что ваша тупость!

Реклама

Не обижайтесь! Точнее, не придавайте значения словам. Обратите внимание на эмоции! Ему действительно «все равно»?

  • Профессиональный цинизм связан с реальным притуплением чувств.
  • Бытовой — чаще с их подавлением. Чувства никуда не деваются, а перестают осознаваться.
Реклама

Субъективно цинику действительно «все равно». Он способен холодно рассуждать о вещах, для большинства из нас значимых: жизни и смерти, любви, вере, детях… Причем касаясь самых болезненных сторон и аспектов. Словно намеренно раздражая собеседников. И циник может свою позицию обосновать. Можно злиться, но с логикой и аргументами не поспоришь!

Почему же эмоциональные реакции циника расходятся с «нормальными»? И зачем так активно доносить до окружающих свою позицию, прекрасно понимая, что раздражает собеседников, «обесценивая» нечто для них значимое?

Циник легко отбрасывает условности, идеалы.

«Любовь? Я бы сказал, влюбленность. Посмотрим, надолго ли?»
«Толку-то мечтать?»

Реклама

«Все идеалы кто-то придумал! Я тоже этой чушью голову забивал».

Во всем этом, в большинстве циничных высказываний, звучит общий посыл: «Уж я-то знаю!»

  • Циник действительно «знает», он все это проходил. И теперь настойчиво доносит до нас свое разочарование.

Вот и источник цинизма! Нынешний циник не всегда был таким. И «человеческие» эмоции ему были не чужды. И идеалы были. Да и сейчас есть. Когда-то будущий циник отстранился от слишком сильных переживаний, попросту перестав их ощущать. Но сами эти переживания никуда не делись. Сама настойчивость, с которой он транслирует обществу свою позицию, говорит о силе и актуальности стоящих за этим переживаний.

Реклама

Профессиональный цинизм связан с действительным притуплением остроты переживаний. Если притупления не происходит, это путь к эмоциональному выгоранию и уходу из профессии.

А если слишком болезненными оказываются обычные жизненные переживания? Путей три. Из жизни также можно «уйти», и такое случается. Чувства могут действительно притупиться. Только уже не в профессиональной сфере, а «по жизни». И мы получим действительно «бесчувственного» человека, которого мало что трогает по-настоящему.

Наконец чувства могут перестать осознаваться, сохранив свою остроту. Сильные чувства требуют выхода. А раз мы «отказываемся» их осознавать, они выходят иначе. Как надежнее всего спрятать что-то? Оставить это на виду, замаскировав под что-то обыкновенное, ничем не примечательное.

Реклама

Это и делает циник. На самом деле, он постоянно говорит о своих чувствах, о том, что для него болезненно и все еще актуально. Это нормально: неизжитая некогда боль никуда не девается, ища выхода. И циник настойчиво и агрессивно пытается рассказать о пережитом им когда-то.

По большому счету, цинизм — это крик о помощи.

Это стоит знать и учитывать, когда вас в следующий раз станет раздражать чей-то цинизм. Только не пытайтесь ни «помочь», ни вообще «лезть в душу». Не рискуйте.

А вот понять, как становятся циниками, наверное, стоит.

Реклама