Трудоголизм — это чрезмерное увлечение человека работой. Даже тогда, когда в работе нет необходимости. Даже если это увлечение идёт в ущерб личной жизни, приводит к истощению и разного рода заболеваниям. Остановить трудоголика так же трудно, как оторвать алкоголика от бутылки.
Сравнение трудоголизма с алкоголизмом неслучайно: и то, и другое — зависимости. Просто не всегда человек страдает болезненным пристрастием к химическим веществам (например, к алкоголю или наркотикам). Бывают и нехимические формы зависимостей: от компьютера, азартных игр, диет, шопинга, спорта и физических упражнений, любимого человека или… да-да, от работы. Вот в последнем случае говорят о трудоголизме.
Раньше считалось, что много работать — это хорошо, и чем больше ты это делаешь, тем лучше. Благодаря этому убеждению трудоголизм стал не просто зависимостью, а социально одобряемой зависимостью. Правда, потом выяснилось, что дело пахнет керосином. Ведь вопреки расхожим мифам трудоголизм далеко не всегда делает человека успешным, а уж тем более здоровым и счастливым.
Некоторые психологи считают, что трудоголизм — это скрытая форма суицида. И с ними трудно спорить: ведь такой человек и правда уничтожает себя и физически, и психологически.
Работа для трудоголика — не часть жизни, а её смысл. Она заменяет собой дружбу, личные отношения, увлечения.
Когда любовь к своему делу переходит в зависимость, в поведении и мышлении человека появляются такие черты:
- Трудоголик регулярно задерживается на работе, берёт дела на дом.
- Он не в состоянии отделить рабочие часы от нерабочих. У него не бывает полноценных выходных с выключенным телефоном и/ или компьютером.
- То, что трудоголик называет «отдыхом», тоже имеет отношение к работе. Например, он «отдыхает», читая профессиональную литературу.Реклама
- Если такой человек не работает, то чувствует опустошённость и неудовлетворение.
- Трудоголик не понимает смысла отдыха. Время на сон, развлечения, общение с родными и близкими кажется ему потраченным впустую.
- Разговоры не о работе кажутся человеку скучными и пустыми.
- Домой с работы приходит только тело. Голова по-прежнему решает рабочие задачи, ей никак не переключиться с работы на дом.
- Энергичность, прилив сил и воодушевление вызывает исключительно профессиональная деятельность. Другие сферы жизни таких чувств не вызывают.
- Трудоголик не умеет праздновать победу, радоваться завершению какого-то дела: он тут же думает о следующем рабочем дне.
- Занятия развлекательного характера вызывают пренебрежение и раздражение.Реклама
- Неудача на работе воспринимается как катастрофа.
- Такой человек страдает от собственного перфекционизма, сильно беспокоится о том, достаточно ли совершенно он выполнил свои обязанности.
Вслед за этими признаками появляются и другие. Со временем такой человек, разумеется, зарабатывает хроническую усталость, раздражительность (организм-то на пределе работает, вот и реагирует по поводу и без). Дальше появляются проблемы со сном: трудоголику или не уснуть, или он в редкие для него выходные дни (или часы) спит слишком много, а после пробуждения всё равно чувствует себя разбитым. Не за горами у него и трудности с концентрацией внимания (прощай, миф об эффективности трудоголиков!), и проблемы с ЖКТ и сердечно-сосудистой системой.
Самое досадное, что трудоголик из кожи вон лезет, чтобы не уделять своему ухудшающемуся состоянию должного внимания. Ну некогда ему по врачам ходить да в отпусках отлёживаться! То есть он это, конечно, сделает, он же разумный человек. Но чуть позже. Когда все дела кончатся (то есть никогда). Кстати, трудоголики постоянно пребывают в этой иллюзии: что ещё чуть-чуть, и будет проще. Буквально одна-две недели в таком напряжённом режиме, а потом… А «потом» не наступает.
Даже когда трудоголизм запускает свои мощные корни не только в психику человека, но и в его тело, человек от своих симптомов отмахивается. Когда больше не получается не обращать на себя внимания, трудоголик пытается залечить всё это таблетками, чтоб быстрее было.
Разумеется, лучше ему если и становится, то ненадолго: никакие таблетки не помогут восстановить силы так, как это сделает долгожданный для организма отдых. Но чтобы заставить трудоголика отдыхать или хотя бы вовремя останавливаться, организму приходится выкидывать кое-что покруче. Он истощается до такого состояния, что у трудоголика начинаются нервные срывы, панические атаки, депрессии или такой космический упадок сил, что наш труженик даже встать не может. Если его и этим не проймёшь, то в теле запускаются крайне серьёзные заболевания. Это единственный способ, при помощи которого тело может вынудить трудоголика перестать истязать себя. Правда, иногда бывает слишком поздно…
А может, всё не так плохо? Надо сказать, что в наше время много работать — это вариант возрастной нормы. Для современного человека естественно первую треть жизни посвятить профессиональному развитию, достижению финансовой стабильности, получению образования. Но только первую треть. В норме кризис 30 лет нужен для того, чтобы мы переключились на другие сферы жизни.
Выходит, любовь к работе — абсолютно нормальная вещь до тех пор, пока не проявляется эта страсть слишком долго или слишком сильно. Те, кто вовремя не прислушался к сигналам тела, вопящим «постой, паровоз», зарабатывают болезни, теряют способность выстраивать близкие отношения и нередко в итоге разочаровываются в своём деле. А кто вовремя переключился и слишком много себя работе не отдал — получили и профессионализм, и слегка побитое, но всё же душевное равновесие.