Стремление покомандовать взрослыми встречается у многих детей. Оно проявляется в молчаливом непослушании или в активном сопротивлении требованиям, которые предъявляют мама с папой. Такое нежелание быть паинькой проявляется очень рано, в несколько месяцев. «Открой ротик, Машенька!» — а Маша отворачивается. «Дай маме ручку, Саша!» — а Саша выдёргивает свою ручку и, кстати, получает удовольствие от того, что получилось не так, как хотели родители, а так, как захотелось ему.
Чем больше в этот момент родители проявляют недовольство непослушанием ребёнка, чем больше нервничают, тем интереснее малышу наблюдать за их реакцией. Оказывается, он может заставить взрослых по своему желанию начать разговаривать громко, сдвигать брови и краснеть от натуги.
Кстати, кто сказал, что дети должны слушаться? И откуда они могут знать это придуманное взрослыми правило, когда они ещё вообще практически ничего в этом мире не знают?
Конечно, взрослым понятно, что если малыш послушен, то это значит, что он меньше подвергается опасностям нашего мира: не упадёт, не обожжётся, не будет укушен собакой, поцарапан кошкой… и так далее, и тому подобное. Но дети этого не знают, им весело делать всё, как захотелось, и познавать этот мир теми способами, которые им кажутся привлекательными, а не теми, которые им навязывают пусть даже и очень любимые родственники.
И всё же как не проигрывать в борьбе за лидерство, как стать для ребёнка не просто любимой мамой или обожаемым папой, но и человеком, чьи слова станут законом к исполнению, и чей родительский авторитет будет непререкаем?
Первое, что делают родители, которые хотят, чтобы их слушались, прекращают много говорить. Молчать не нужно, но и десять раз повторять одно и то же на разные лады нет смысла. Ребёнок просто не слышит, он отключается в этот момент. Зато прекрасно видит. Например, он видит, что папа, который сказал, что нужно класть все вещи на своё место, бросил свои носки и майку на пол, а мама, которая запретила пить холодный сок, пьёт холодный квас.
Делаем вывод: правила обязательны для всех в семье. Если что-то нельзя, то нельзя всем. Ругаться, кричать, рвать и бросать бумагу, портить вещи, драться…
Выполнение требований — тяжёлый труд, и если вы будете выражать свои требования чётко и знакомить ребёнка с последствиями их невыполнения, то вы облегчите этот труд вашему малышу и в конце концов выработаете у него привычку слушать вас и слушаться.
Привожу пример действия родителей, которые проигрывают в борьбе за власть.
Мама и сын лет пяти пришли в парк. Мальчик нашёл для себя развлечение. Он собирает песок и обсыпает им детей. Ему весело. Мама возмущена. Она с лавочки кричит ему: «Прекрати! Брось песок сейчас же!» Её слова мальчик воспринимает как побуждение к новому развлечению. Он бросает песок в маму и смеётся.
А вот как реагирует мама, которая научилась добиваться послушания.
Мальчик бросил песок. Мама подошла к нему и тихо сказала: «Бросать песок нельзя. Если ты бросишь песок, мы уйдём с площадки».
Мама не кричала, вы заметили? Она спокойно запретила ребёнку неправильное действие и чётко сориентировала его, какие будут последствия, если он не выполнит требование. Если ребёнок не привык слушаться с первого раза, он может попробовать проверить, насколько можно верить маминым словам, или вообще не придаст им значения. Это не страшно.
Роль мамы заключается в том, чтобы чётко выполнить то, что обещано.
Итак, вот алгоритм действий, чтобы ребёнок привык слушаться:
1. Спокойно и чётко заявляете, что вы от него хотите.
2. Знакомите с последствиями.
3. Выполняете обещанное.
Вот при таком построении отношений ваш ребенок научится слышать и слушать вас.