Взять хотя бы подростковый возраст: с 12 до 16 лет. Он не просто «сложный», «переломный» или «переходный». Он стоит в психологии особняком и привлекает внимание не только своей необычностью, но и особенно — возможностями. Перспективы заложить в короткий отрезок времени фундамент всей последующей (взрослой) жизни человека всегда были весьма «соблазнительными» и для родителей, и для педагогов. Однако не оставляет в покое подростковый период целый «букет» устойчивых легенд, которые кочуют даже по научным трактатам.
1-й миф говорит о том, что юное создание стремится полностью уйти из-под опеки старшего поколения и начать жить абсолютно самостоятельно.
Вместе с тем, когда такая возможность предоставляется, умные юноши и девушки не горят желанием:
- материально обеспечить себя в полном объеме;
- делать самостоятельно выбор в определенных ситуациях, и охотно прибегают к совету посторонних (профессия, здоровье, место проживания);
- полностью прекратить общение со старшим поколением.
Цель подростков — отнюдь не полная изоляция от взрослых по принципу «я знаю лучше, сделаю сам без постороннего вмешательства», а выстраивание линии новых взаимоотношений с окружающими (ровесниками и старшими).
2-й миф касается традиционного стереотипа: отрезок «детство-взрослая жизнь» следует просто перетерпеть, как своего рода возрастную болезнь (наподобие ветрянки).
Тогда как на самом деле подростковый период дан для своеобразного тестирования своих возможностей. И в первую очередь — для определения границ, заложенных моральными принципами, царящими в обществе, где человеку предстоит потом вращаться. Их нарушение влечет определенные последствия, с которыми желательно познакомиться в более нежном возрасте (преимущество: ответственность еще не слишком велика). Одновременно происходит формирование необходимых качеств характера.
3-й миф не имеет ничего общего с правдой о физическом развитии человека, но получил самое широкое распространение: гормоны «играют первую скрипку» с 11 до 16 лет.
Не отрицая роль веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, специалисты отдают первенство в особенностях поведения подростков головному мозгу.
Насколько важны данные факты, можно судить по тому, как меняется отношение родственников и учителей к людям в переходном возрасте. Все чаще их уже не воспринимают под ярлыком «невменяемых с гормональной бурей в голове», а спокойно выстраивают отношения с подростками на равных условиях.