Что такое подростковый период? Три ошибочных стереотипа

Реклама
Грандмастер

От колыбели до могилы за человеком наблюдают психологи. Для своего удобства специалисты разделили весь жизненный цикл испытуемого на этапы, «наклеили» на них ярлыки и не слишком заморачиваются — насколько те в настоящее время соответствуют действительности. Между тем меняется мир вокруг. Неужели его перемены не касаются Homo sapiens? Правда ли аналитики считают его действительно «разумным»?

Взять хотя бы подростковый возраст: с 12 до 16 лет. Он не просто «сложный», «переломный» или «переходный». Он стоит в психологии особняком и привлекает внимание не только своей необычностью, но и особенно — возможностями. Перспективы заложить в короткий отрезок времени фундамент всей последующей (взрослой) жизни человека всегда были весьма «соблазнительными» и для родителей, и для педагогов. Однако не оставляет в покое подростковый период целый «букет» устойчивых легенд, которые кочуют даже по научным трактатам.

1-й миф говорит о том, что юное создание стремится полностью уйти из-под опеки старшего поколения и начать жить абсолютно самостоятельно.

Вместе с тем, когда такая возможность предоставляется, умные юноши и девушки не горят желанием:

Реклама

  • материально обеспечить себя в полном объеме;
  • делать самостоятельно выбор в определенных ситуациях, и охотно прибегают к совету посторонних (профессия, здоровье, место проживания);
  • полностью прекратить общение со старшим поколением.
Реклама

Цель подростков — отнюдь не полная изоляция от взрослых по принципу «я знаю лучше, сделаю сам без постороннего вмешательства», а выстраивание линии новых взаимоотношений с окружающими (ровесниками и старшими).

2-й миф касается традиционного стереотипа: отрезок «детство-взрослая жизнь» следует просто перетерпеть, как своего рода возрастную болезнь (наподобие ветрянки).

Тогда как на самом деле подростковый период дан для своеобразного тестирования своих возможностей. И в первую очередь — для определения границ, заложенных моральными принципами, царящими в обществе, где человеку предстоит потом вращаться. Их нарушение влечет определенные последствия, с которыми желательно познакомиться в более нежном возрасте (преимущество: ответственность еще не слишком велика). Одновременно происходит формирование необходимых качеств характера.

Реклама

3-й миф не имеет ничего общего с правдой о физическом развитии человека, но получил самое широкое распространение: гормоны «играют первую скрипку» с 11 до 16 лет.

Не отрицая роль веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, специалисты отдают первенство в особенностях поведения подростков головному мозгу.

Насколько важны данные факты, можно судить по тому, как меняется отношение родственников и учителей к людям в переходном возрасте. Все чаще их уже не воспринимают под ярлыком «невменяемых с гормональной бурей в голове», а спокойно выстраивают отношения с подростками на равных условиях.

Реклама