Насколько опасно одиночество?

Реклама
Одиночество хорошо до тех пор, пока оно не наступает
Бернард Шоу

Потенциально пагубное влияние одиночества и социальной изоляции, особенно среди пожилых, известно уже давно. Даже не надо ломиться в открытую дверь.

При нем растет уровень стрессовых гормонов — это адреналин, кортизол, дофамин, тестостерон… Они увеличивают риск получения диабета, сердечных заболеваний, артрита, слабоумия и прочих «прелестей», способных превратить остаток жизни в сплошное мучение.

У стариков (женщины тоже входят в эту категорию), ощущающих отсутствие компаньона, одиночество, изолированность от общественной жизни, снижается желание исполнять рутинные процедуры: пользование душем или ванной, чистка зубов, приготовление еды, уборка в квартире или комнате и так далее… И, как это ни печально, растет смертность по сравнению с теми, кто не проходит через стрессы подобного рода. Количество таких одиноких сегодня растет со скоростью эпидемии.

Реклама

Потому ученые стали всерьез заниматься одиночеством и узнавать о нем все больше и больше. Уже выявлена прямая связь между одиночеством и его влиянием на наше ментальное и физическое здоровье. Сегодня рассматриваются такие факторы, как индивидуальность человека. Кто из нас наиболее подвержен пагубному влиянию одиночества и что надо сделать для уменьшения риска. Речь, естественно, не идет о насильственном навязывании общения. С пожилыми людьми это не очень получается.

Реклама

Понятно, что читателю хотелось бы сейчас получить ответы на вопросы. Но для этого надо быть профессиональным психологом. Они как раз могут различать людей в плане их склонности к разобщенности.

Было замечено, что социальная изоляция и одиночество, будучи одинаково опасными для человека, не обязательно идут рука об руку. Социальная изоляция — это недостаточное количество социальных связей или взаимодействий, таких, например, как общение с коллегами по работе. В то время как одиночество включает в себя субъективное восприятие изоляции — несоответствие между мечтой, желанием и реальным общением.

Ну, никак не устраивает человека та компания, в которой он вращается. Ему бы что-то высшее, духовное… А у него в компании простые инженеры, работяги… Бывает такое? Еще как бывает. А потом в этой же компании удивляются, чего это их друг с моста спрыгнул или под поезд шагнул. Чего ему не хватало? И не болел, вроде бы. Болел!

Реклама
Одиночеством.

Человек может быть социально изолированным и при этом не ощущать одиночества. Такие люди элементарно предпочитают отшельничество — это свойство характера. А с другой стороны, человек окружен множеством приятелей, он душа компании, женат, но не ощущает в своем общении эмоциональной награды. Он полностью одинок. Но при этом, к его удаче, клинически здоров.

Реклама

Можно привести пример, являющийся классическим: быть неженатым — значит, подвергаться большему риску заболеть клиническим одиночеством. Но далеко не все браки являются счастливыми. Надо смотреть на качество семейной жизни прежде всего, а не ограничиваться простой констатацией факта, что человек женат и потому защищен от одиночества. И, хотя между одиночеством и социальным взаимодействием существует взаимозависимость, было бы сильным упрощением предложить страдающим от разобщенности людям побольше общаться с окружающими.

Для ученых, занимающихся этой проблемой, было удивлением узнать, что пожилые — совсем не обязательно самые разобщенные среди нас. Они узнали об этом, проводя

Реклама
исследования среди разных возрастных групп. А начинали их в основном среди пожилых. Остальные возрастные группы рассматривались ими постольку-поскольку. И вдруг, проведя порядка 70 разных исследований среди 3,4 миллионов человек, они увидели, что на пике одиночества находятся подростки и юноши, затем кривая идет вниз и снова начинает подниматься к старости. Но интересно, что одиночество в большей степени испытывают люди в возрасте до 65 лет, нежели старше.

Реклама

Если подвести итог этим исследованиям, то можно сказать, что пожилые не должны быть единственным фокусом влияния одиночества или социальной изоляции на душевное равновесие. Перефразируя слова из Евгения Онегина, «одиночеству все возрасты покорны».

…Этому эпизоду из моей жизни уже несколько десятков лет. Бабушка подошла к моему отцу и что-то начала ему говорить. У нее с зятем были хорошие отношения. Отец прервал ее, сказав, что очень занят, и выслушает позже. Он ушел, а я увидел глаза пожилой женщины. Не знаю почему, но я подошел к ней и предложил рассказать мне ее историю. О чем она рассказывала, я уже за давностью лет не помню. Но ее взгляд после ухода отца навсегда врезался в память.

Реклама

Однако вернемся к исследованию…

Недавние открытия позволили предположить, что одиночество может являться доклиническим знаком болезни Альцгеймера. Эта болезнь себя еще не проявила, но исследования мозгов 80 нормальных взрослых, проживающих в общежитии, показали увеличенную концентрацию Амилоида (это явление считается главным показателем наличия болезни) у тех, кто подвержен затворничеству.

Тогда же выяснили, что депрессия даже среднего уровня оказывает большее влияние на работу наших полушарий, чем одиночество. Была обнаружена прямо пропорциональная связь между уровнем депрессии и способностью реагировать на те или иные проблемы.

Чем сильнее депрессия, тем хуже работает наш мыслительный аппарат.

Реклама

Это весьма серьезная проблема. Нельзя допускать к работе, связанной с рисками, людей в депрессивном состоянии. Что эти люди могут натворить, когда, к примеру, ведут лайнер с пассажирами? Мы уже знаем о трагедиях подобного рода, когда задним числом выясняем, что пилот страдал манией самоубийства. Сегодня просто необходима проверка человека на депрессивное состояние (когнитивный диссонанс) перед выходом на вахту, на пост, перед полетом… Технология достигла такого уровня, что «слабым мановением руки» можно город уничтожить.

Реклама

Встает очень важный вопрос: как противостоять одиночеству и социальной изоляции, чтобы избежать когнитивного диссонанса? Он может быть весьма опасен.

Рецепты борьбы с этим явлением, помимо медикаментозных, могут быть просты до уровня примитива: завести собаку, даже кошку, посещать специальные классы — и люди меняются на протяжении буквально двух-трех месяцев. А в такие классы ведь приходили пациенты со шрамами на запястьях, потухшими глазами, опущенными головами… Они возвращались к жизни. В этом им помогали не только врачи-психиатры, но и сама группа.

Можно поработать волонтером в том же центре для пожилых — очень способствует снятию стрессов.

В общем, спасение утопающих очень часто есть дело рук самих утопающих. Было бы желание не тонуть. И тогда может быть победа. Не будет этого желания — ничего не спасет.

Реклама