По смыслу слова — почти то же, что и «Боже, упаси», но не так агрессивно. Слово же «благодарю» — это дарение блага и открытость для ответного дарения.
Не могу согласиться, но и спорить не берусь. Лингвистические игры тянутся десятилетиями, а то и веками, в них так сразу не разберешься. Где свежачок, недавняя придумка, беззастенчивый вброс, а где вскрывшаяся истина словообразования?
Иной раз не стоит слушать толкователей, достаточно довериться языку, он на удивление устойчив и хранит некоторые реалии, которые перестали осознаваться. Как пример возьму фразу, которая часто встречается в литературе позапрошлого века.
«Не обессудьте». Судя по контексту, это извинение. У Александра Куприна
в «Олесе»: «Вы, господин, не обессудьте: совсем дурочка она у меня». И как это понимать? Заглядываю в сетевое объяснение особенностей языка, а там: «Двойное отрицание характерно для русского языка». Да, часто встречается, но только минус на минус дает плюс. «Не обесценьте» не означает, что следует напрочь лишить ценности. «Не беспокойтесь» — это вовсе не предложение изнервничаться, хотя такой эффект возможен, поскольку, как утверждают психотерапевты, подсознание не слышит частицу «не», и напутствие типа «не упади» непременно приводит к падению.Нет ни малейшего сомнения, что «не обессудьте» — это просьба не оставить без суда или без суждения. Так и будем понимать. Но что это значило буквально?
Вижу два варианта.
Первый. Это просьба не таить свое мнение, а выразить его, сказать словами. Прозвучало и растворилось в воздухе. Сказали так, чтобы не обидеть, и так не обидно оно и запечатлелось. Это предложение темное показать при свете дня, и оно будет светло-серым, а не черным, как в ночи. Ночью во сне мы перерабатываем дневные впечатления, и кто ж знает, во что превратится малая вина при рассмотрении сумеречным сознанием?
Вариант второй. Суд земной, человеческий, отменяет суд божий, ибо дважды за одно не судят. Но божий-то суд милостив. Божье понимание не ограничено так, как человеческое. Просьба не судить подразумевает готовность ответить на Страшном суде. Страшный-то он страшный, зато справедливый. И если неповинен человек, попавший в обстоятельства непреодолимой силы, то, вероятно, прощен будет, а если дурные помыслы имел, то и наказание будет уж куда серьезней, чем перемывание косточек людскими языками.
Полагаю, версия насчет готовности к суду бога более верна. Зная, как люди способны в досужей болтовне делать из мухи слона и потом люто ненавидеть друг друга, берусь утверждать, что не мог человек просить высказаться здесь и сейчас. Потому что это как репетиция, потом по накатанной дорожке будет очень легко гонять первоначальную версию. Ну как появится красное словцо? Повторить его будет куда важнее, чем относиться с пониманием и судить по справедливости.
Итак, «не обессудьте» — это просьба не додумывать, не доискиваться, не высказываться, а оставить вину человека на суд Бога. Если кто-то знает, чем был вызван его социально неприемлемый поступок, то не надо объясняться, оправдываться, извиняться, достаточно упомянуть, что к главному суду готов, а другой и не требуется.
Последнего часа ждать каждому из нас долго не придется. И незачем людям растрачиваться на оценки дел друг друга. Бог всевидящ и всеслышащ, он всё знает, он справедлив в своих оценках и пороку не попустительствует.
Не будем воздавать друг другу на земле в меру нашего разумения. Умишками мы слабоваты, прямо скажем. Не будем браться не за свое. А фразу «не обессудьте» можно употреблять в нашей жизни не только как забавную форму вежливости, легкое извинение за практически отсутствующую вину. Это вполне серьезная и осмысленная просьба помнить о главном и понимать нас, исходя не из суетного, а из сущностного.