Как возлюбить ближнего своего? О манипуляторах и ложном смирении

Реклама
Профессионал

В нашем обществе распространено ложное понимание смирения как принятия всего (молчаливого согласия со всем) и непротивления (в том числе злу насилием). Манипуляторы счастливы: лучшего способа заставить совестливого человека сделать то, что нужно им, и не придумаешь.

Достаточно просто сказать этому человеку, что нужно быть смиренным, принимать все как есть и делать что говорят, а не быть эгоистом, который свои интересы ставит выше интересов других людей.

Если перефразировать эту мысль, то что получится?

Если ты удовлетворяешь чьи-то интересы, то ты хороший.
Если же свои, то ты плохой.

Если ты забываешь о себе, запускаешь свою собственную жизнь, позволяя ей превратиться в замшелые руины, если теряешь себя и свою личность, становясь частью безликой, не думающей, серой (а потому хорошо управляемой) массы — честь тебе и хвала.

Если же ты заботишься в первую очередь о себе, строишь свою жизнь согласно своим целям и ценностям, то ты эгоист, которого в нашем обществе принято презирать.

Реклама

Еще часто любят повторять знаменитую библейскую фразу: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Имея в виду при этом почему-то только первую часть фразы — «Возлюби ближнего твоего», то есть заботься только и исключительно о ближнем (опять-таки, какое раздолье для манипуляторов всех мастей!). И напрочь игнорируют вторую часть этой фразы — «как самого себя» — второе условие, без которого, вообще-то, невозможно осуществить первое.

Но если на основе этого подхода построить логическую цепочку, то что мы будем иметь? А иметь мы будем следующее.

Реклама

Мы должны возлюбить ближних, как самих себя. А любить себя нам запрещено, поскольку любить себя — значит, быть эгоистами и носить на себе это позорное клеймо. Чтобы не быть эгоистами, мы начинаем пренебрегать собой и своими целями и интересами, мы перестаем жить своей жизнью и любить себя.

И что в итоге? Раз мы должны относиться к другим так, как к себе, а к себе мы должны относиться пренебрежительно и с нелюбовью (чтобы не прослыть эгоистами), то, если следовать логике, и к другим мы тоже должны относиться пренебрежительно и с нелюбовью. Парадокс психологии отношений, не правда ли?

То есть акцентирование внимания на первой части фразы «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «скромное» забвение второй — это еще одна уловка манипуляторов и людей, которые всеми правдами и неправдами стремятся к власти, к управлению людьми.

Реклама

Манипулировать удобнее, извините за грубость, стадом, людьми, не умеющими думать, любить себя, ценить себя, заботиться о себе. Людьми, убившими в себе личность, индивидуальность, непохожесть. Людьми, которые будут слепо подчиняться и не будут ничего хотеть и требовать.

Реклама

А что будет, если мы перестанем игнорировать вторую часть фразы и начнем любить себя? Ну хотя бы начнем учиться делать это?

Будет разворачиваться противоположная цепочка:

  • Если мы будем видеть ценность в себе, то постепенно мы научимся видеть ее и в других людях (иначе с нами просто никто не захочет иметь дела).
  • Если мы будем уважать свои интересы, то постепенно научимся уважать и учитывать интересы и других людей.
  • Если мы захотим взаимовыгодного сотрудничества, мы будем стремиться окружать себя интересными, активными, креативными людьми (а не теми, кто будет пассивно нам подчиняться), и в процессе взаимодействия они будут «подпитывать» энергией, идеями и прочим нас, а мы — их.
    Реклама
  • Если мы захотим, чтобы возросло качество нашей жизни, мы будем заботиться о том, чтобы возросло качество жизни вокруг (мы ведь не на необитаемом возрасте живем и все друг с другом связаны).

Ну и так далее…

Вот и получается, что любовь к другим людям все-таки начинается с любви к себе. Вопреки желанию манипуляторов, которые призывами к смирению (конечно, ложному) и необходимости любви к ближнему стремятся вызвать у нас чувство вины и заставить делать то, что нужно им, но что зачастую в корне противоречит нашим собственным интересам. Ну, а первые шаги на пути к себе можно делать, тренируясь не соглашаться на все подряд и говоря «нет».

Реклама