Жизнь в обществе. Как малые группы влияют на наше бытие?

Реклама
Профессионал

Людям свойственно образовывать различные группы, иногда по очень необычным, если не сказать странным, признакам. Большинство групп, или объединений, формируются под воздействием политтехнологов, PR-специалистов, различного рода гуру и всех желающих, кому это нужно по тем или иным причинам.

Человек устроен таким образом, что с поразительной легкостью и даже легкомысленностью готов вступать в самые разные, иногда чрезвычайно странные клубы, союзы, группы, партии, кружки и объединения.

Так, за несколько минут в Интернете отыскались «Странная женщина», «Из подъездов с любовью», «Животные с оружием». Но речь идет, конечно, не только о виртуальных объединениях людей.

Признак объединения не имеет значения

Интересно, что признак, порождающий «чувство локтя», зачастую совсем незначителен.

Если вы выйдете на улицу и раздадите случайным прохожим по цветку, без всяких комментариев, то можете не сомневаться, что люди, которые у вас их возьмут, глядя друг на друга, будут ощущать некую общность, сопричастность непонятно с чем через этот самый цветок, который сразу становится символом принадлежности к клубу «людей с цветком».

Реклама

Это совершенно бессмысленно, но, тем не менее, это вполне исследованный и доказанный феномен. Люди с цветком — вполне безобидная и краткосрочная группа. В реальности с такой же легкостью можно создавать группу помощи домашним животным, партию хаоса или клуб следования Великому пути с нечистоплотным гуру.

Реклама

Причины объединения в группы

Что заставляет людей вступать в такие общественные группы? Ведь большинство из них имеет довольно спорную реальную ценность. На самом деле все очень просто. При жизни в обществе людям очень важно оказаться в группе себе подобных, а такое членство помогает решить сразу несколько задач, которые в разные периоды жизни возникают перед людьми:

  • Наполнение жизни неким смыслом, активностью, придание ей полноты, остроты.
  • Социализация, удовлетворение потребности в общении.
  • Спокойствие, попадание в пространство установленных правил.
  • Повышение уверенности, которое дает ощущение плеча товарища по группе.
  • Повышение собственной самооценки, поскольку в группе любая, даже самая глупая, идея таковой уже не кажется («Я такой не один, все не могут ошибаться!»).
    Реклама

Эмоциональные события в жизни

Как правило, вступление в такие группы предваряется различными эмоциональными событиями, потрясениями в жизни людей. Причем самыми разными — от расставаний до болезней, от «чудесных» выздоровлений до случайных спасений.

Реклама

Глубина участия

Большинство групп не ждет от людей реальных действий. Этим они и удобны. Не обязательно активно участвовать в том или ином объединении. Возможно членство на уровне психики. Достаточно сказать себе, что теперь вы с «ними» — и приятное тепло разливается по телу, групповые идеалы вырастают до размеров Эвереста, противники превращаются в жалких и никчемных созданий.

Впрочем, большинство людей предпочитает занимать активную позицию и демонстрировать ее, как минимум, на уровне соцсетей. Чем выше потребность в самоутверждении, тем активнее человек будет клеймить тех, кто не разделяет идей группы. Чем менее уверен в себе, тем настойчивее он будет «нести свет в массы», пропагандируя идеи своей группы и вербуя сторонников.

Реклама

Кому выгодно

У таких групп часто есть вполне определенные бенефициары, при том что практически все участники не подозревают об этом. Более того, некоторые группы созданы грамотными PR-специалистами, политтехнологами и прочими профессиональными манипуляторами общественного мнения.

Группа здорового питания вообще не нужна, каждый вполне может организовать себе здоровое питание тем образом, каким он считает нужным, тем более что выбрать можно из десятков, если не сотен различных диет и правил питания.

Вероятно, не все любители здорового питания будут способны сходу ответить на вопрос, что есть здоровое питание лично для них. И скорее всего, подавляющее меньшинство из них смогут объяснить почему.

Реклама

Но производители экологически чистых продуктов с радостью будут «подкармливать» такие группы.

Влияние групп

Подобные группы сильно «шумят», хотя редко составляют даже заметную часть населения. Но, учитывая резонанс от их деятельности, на них обращают внимание и подстраиваются.

Реклама

И вот уже ГМО — это яд, хотя американцы активно потребляют и с продолжительностью жизни у них все хорошо, семьи перестают есть мясо, иногда до фанатизма, отчего страдают дети, а в кафе в обязательном порядке появляются вегетарианские странички.

Участники других групп начинают питаться солнцем и серьезно подрывают свое здоровье, но число адептов солнечной диеты продолжает увеличиваться.

Люди не всегда осознанно записывают себя в сторонники того или иного явления, ограничиваясь поверхностной информацией о нем. Например, реклама электротранспорта как экологичного средства передвижения не подтверждается реальными выбросами при производстве этих самых экологичных компонентов. А последние исследования о пользе кофе перечеркиваются самыми последними о его вреде и неоспоримой пользе чая.

Реклама

Осознанность

Люди, вступающие в такие группы, оказываются нередко настолько вовлеченными в их деятельность, что вполне возможно говорить о фанатизме. Поэтому, вступая куда-нибудь, задайте себе вопрос, зачем вы это делаете, то есть лично вы, персонально. Далее соберите информацию о том, насколько верна идея, за которую группа ратует. И тут речь даже не о солнечном питании, а, например, об увлечении гомеопатией, которой даже в развитых странах злоупотребляет до 15% населения.

Постарайтесь разобраться с причинами, которые толкают вас в эту группу. Решите для себя, что именно вы будете делать, как будете выстраивать свое участие. Постарайтесь понять, что именно вы пытаетесь найти.

Позитивные группы

Конечно же, группы бывают самые разнообразные. Некоторые — деструктивные, некоторые — просто непонятные, некоторые — опасные.

Но есть и вполне позитивные и настроенные на реальную помощь не идеям, а людям. Например, группы направленные на персонифицированную благотворительность или поиск пропавших, могут приносить вполне реальную пользу конкретным людям.

Реклама