В каждом из нас сидит школьник, дразнящий старика
Есть такой анекдот. Одного старика каждый день дразнили проходящие мимо его дома школьники. И как-то раз, после того как он выслушал очередную порцию шуток о том, как он глуп, стар и лыс, у него родился план. В следующий понедельник он вышел детям навстречу и объявил: тот, кто на следующий день придумает и прокричит про него самую грубую шутку, получит доллар.
Дети обрадовались и во вторник пришли к старику под окна и начали выкрикивать все самое обидное, что смогли придумать. Старик сдержал слово, заплатил всем острякам и предложил: «Приходите завтра снова, и я заплачу вам за ваши труды по двадцать пять центов». Дети не отказались и в среду снова пришли и стали обзывать старика. Тот вышел, раздал всем по двадцать пять центов и объявил: «С завтрашнего дня я смогу платить вам лишь по одному центу за ваши дразнилки». Дети переглянулись: «Всего по центу? Ну уж нет!» И больше они старика не беспокоили.
Этот рассказ отлично демонстрирует суть награды. Старик начал поощрять детей за то, что они раньше делали по доброй воле, и они осознали, что теперь обижают старика, чтобы получить деньги. А когда вознаграждение перестало их устраивать, интерес пропал.
Но в этом и была задумка: с помощью денег старик рассчитывал погасить их внутреннюю мотивацию. И ведь мы делаем то же самое в отношении себя, когда обещаем поощрение за выполненную работу: убиваем реальный интерес.
Нам захочется большего
Большинство руководителей, пытавшихся внедрить программы поощрений и бонусов, замечают следующее. Зависимость от наград вызывает ряд проблем. Самая неприятная — рост требований со стороны самих сотрудников. Эту ситуацию можно спроецировать и на себя.
Это как в анекдоте про старика. Допустим, мы пообещали себе работать час без перерывов за пирожное. Как долго это будет для вас стимулом? Наверняка через два-три дня вас уже не устроит одно пирожное, и вы захотите больше. Бороться с помощью увеличения «дозы» — не вариант, конечно. Так что лучше даже не начинать.
Мы перестаем идти на риск
Поощрения влияют и на творчество, хотя на первый взгляд это утверждение кажется странным. Когда мы работаем за награду, мы делаем только то, что требуется, и не больше. Во время работы мы реже искушаем судьбу, менее охотно рассматриваем альтернативные возможности и не пробуем подходы, которые не гарантируют результата. То есть полностью убиваем творчество в работе.
Одна из ведущих исследователей творческих способностей Тереза Амабайл опубликовала два отчета, которые еще раз подтвердили бессмысленность использования поощрений.
Во время первого психологического исследования группе молодых писателей было предложено всего лишь пять минут подумать о приятных результатах, которые может принести им творческая деятельность (например, много денег или общественное признание). После этого их попросили написать стихотворение. Сочинения получились слабее, чем у тех, кто не думал о таких результатах. Кроме того, эти стихи оказались менее талантливыми их же собственных сочинений, написанных незадолго до этого.
После этого Амабайл провела серию экспериментов с детьми и взрослыми, во время которых нужно было сочинять истории и делать коллажи. Некоторым из участников предлагались поощрения — на этот раз вполне реальные, а не воображаемые.
И снова оказалось, что они убивают творческий подход, причем независимо от рода выполняемой работы, типа вознаграждения, времени его предоставления и возраста участников.
Мы испытываем стресс
Что происходит, когда стимул перестает нас мотивировать? Мы начинаем испытывать стресс и угрызения совести.
Знакомые фразы? Вспомните момент, когда вы их произносили, возможно, все дело именно в неправильной мотивации?
Мы перестаем обучаться
По мнению психологов, один из лучших способов усвоения знаний — узнавать новое параллельно с привычной деятельностью. К примеру, вам нужно найти интересные варианты наружной рекламы. Вы ищете информацию и параллельно читаете об интернет-маркетинге. Так вот, эти сведения вы запомните лучше, чем если бы целенаправленно читали об этом.
Но мотивация в виде вознаграждения лишает нас этого. Мы ведь нацелены четко на результат: нужно сделать работу и съесть пирожное. Как можно быстрее. Поэтому мы не позволяем себе отвлекаться, тем самым сужаем кругозор.
Чем заменить награды?
Психологи делят мотивацию на два типа — внутреннюю и внешнюю. Всевозможные виды наград носят внешний характер. Но гораздо более эффективной считает внутренняя мотивация. Вспомните кого-нибудь из знакомых, кто стал настоящим мастером своего дела. Мог бы он выбрать какую-нибудь из следующих фраз в качестве девиза: «что, опять пора на работу?», или «слава богу, выходные», или «работа — зло, но без денег никак»?
Люди с внутренним стимулом не отказываются от денег и, конечно, рады, когда платят им хорошо. Но они работают не только ради награды: они любят то, чем занимаются. Для каждого внутренний стимул будет личным, единственным в своем роде. Найти одну мотивацию на всех невозможно.
По материалам книги «Наказание наградой».