«Погиб поэт, невольник чести»: почему я не плакал на похоронах Честера Б.?

Реклама
Грандмастер

Народная любовь к своим кумирам — как любовь молодой женщины: начинается с обожания и поклонения, а заканчивается ненавистью или полной амнезией. Хотя, конечно, не всегда: порой женские фантазии продолжаются и после смерти кумира.

И что примечательно, он, народ, как и она, женщина, любит исключительно сердцем, не понимая, почему и, главное, зачем, но зато всегда вопреки. Вопреки здравому смыслу, элементарной логике, мало-мальскому анализу своей любви.

Почему толпа не может не сотворять кумиров? Музыкальных, киношных, литературных? Почему порой любит их больше, чем своих родных, с которыми может всю жизнь жить в ссоре, не замечая и не признавая? Почему западные герои сегодня на голову выше наших, отечественных, о которых часто вспоминают с усмешкой?

  1. Очевидно, что в разного рода кумирах, идолах, «иконах» и «звездах» в большей степени нуждаются люди менее образованные и более впечатлительные, с небогатым внутренним миром, нуждающиеся во внешней подпитке и руководстве извне. Например, барышни, подростки и молодежь (именно среди них наибольшее число т.н. фэнов). Или среди малообразованных и культурных любителей футбола (т.н. фанаты). Также как, например, большинство всегда нуждалось в шаманах, богах, лидерах, вождях — представителях любой сверхнормальной силы и способностей, способных просветить, повести за собой, решить проблемы народа. И, напротив, чем выше интеллектуальный уровень, чем глубже критическое и аналитическое мышление, тем «спокойнее» и уравновешеннее такие любовь и почитание и зависимость от «внешних сил». Стремление подчинять себя разного рода лидерам, руководителям и поклоняться кумирам и «звездам». (Самые малочисленные «фэны» — у любителей классической музыки, жанра наиболее «умного» и «культурного» из всех, в отличие от многомиллионной армии какого-нибудь «heavy/punk/grunge/pop/etc» направления. На концерты первых с трудом набирается пара сотен «конисёров», в то время как последних на стадионы набивается десятки тысяч.)
    Реклама
  1. Также примечательны форматы и стереотипы, в которых средний человек находит для себя такие любовь, почитание и руководство. С детства ему прививают ту самую Ленинскую формулу «самым главным искусством для нас являет кино и цирк», естественно, под другим соусом — дают полюбить сначала кино, с его героями, потом музыку, с ее. Потом приучают любить лидеров и вождей. Родину. А раньше — партию. И среднему человеку «не любить» кого-то, кроме своих мамы и папы, жены и детей, уже плохо получается. Ему нужны кумиры, и как их любить, его тоже научат, но думать он будет, что это его собственный выбор. А как же иначе!
    Реклама
  2. Другой интересный формат такой любви — это обязательная любовь к Таланту. Не к добродетели, например, не к природе, как у наших предков, или к деревянному идолищу в виде рыбы с головой льва и хвостом лисицы, а именно к Сценическому Таланту. По сути, той же базарной площади со своими шутами, фиглярами и скоморохами. С тем же вертепом и бродячим цирком. Ведь если задуматься, чем Талант лучше Добродетели? Почему какая-нибудь серая мышка, с десяти лет выносящая «утки» из-под больной бабушки, а потом после двадцати батрачащая на своего мужа, детей и хозяйство, тихо и незаметно, не имеет в своем клубе фанатов? Почему на одну мать Терезу приходятся тысячи и тысячи сумасшедших почитателей каких-то Металлик, Линкин Парков, Депешей? А какой-нибудь Честер Б., горький пьяница, наркоман, развратник, хрипящий на сцене непонятные девяноста процентам тексты уровня пятиклассника под выбивающую всякую мысль из головы оглушительную музыку, вызывает восторг и почти транснациональное поклонение? (Вы никогда не задумывались, что мысль любит тишину, а громкая музыка хорошо включает эмоцио, отключая при этом рацио?) Почему, образно говоря, умение ловко закидывать ногу за голову или брать три октавы — Сценический Талант, вызывает такое умиление у толпы, а не тихое служение в каком-нибудь хосписе или даже у себя дома, своим близким — Добродетель? И почему так для всех важен именно Сценический Талант — наивысшая степень публичного фиглярства, а не Ум, Добродетель, Принесение Себя в Жертву Путем Скидывания Себя на Копья?
    Реклама
  3. Весьма примечательно и качество Таланта, которым кормят толпу. Если недавно это были какие-то благородные киногерои, как правило, без счета в банке и дорогого костюма, то сегодня наблюдается явная тенденция отстоять свое добро — взять в конце жирный куш. Сегодняшние кумиры в сравнении с благородными кумирами от и в лице Джека Лондона, поэтов Марины Цветаевой, Сергея Есенина, киногероев Павки Корчагина и «Коммуниста», певцов Высоцкого, Магомаева, Герман и тысячи других, если откинуть их политическую и идеологическую принадлежность, явно обмельчали. Духом, мыслью, идеями. Тем же Талантом. Сегодня толпа поклоняется фрикам, зачастую бесталанным, но с громкими голосами, красочным шоу, малопонятным текстам (90% нашего народа не в состоянии понять «импортные» тексты, но почему-то уверено, что у него есть вкус). Но при этом толпа этого не понимает, как не понимает влюбленная женщина, что любит серость или откровенного подонка.
    Реклама
  4. Толпа действительно не понимает, что ею манипулируют. Что «звезды» зажигают, зарабатывают миллионы, толпе дают возможность выпустить пар на очередном концерте, чтобы было меньше сил и мозгов думать, а что не так. И жестоко требовать от толпы этого понимания — как требовать от влюбленной женщины перестать любить плохого парня. Толпа в своей любви эмоциональна, порывиста, импульсивна. И к тому же, долгое прослушивание громкой музыки попросту отбивает способность мыслить.

Когда пал Честер, народ вздрогнул, как от выстрела Дантеса. Одна девочка написала: «Не верю и никогда не поверю!» Другая: «Спасибо, что изменил мой мир». Третий: «Почему Господь Бог забирает самых лучших, самых талантливых?» Словно Господу Богу, а не толпе, есть дело до чьего-то там таланта, умения закидывать ногу за голову и скакать козой по сцене.

Реклама

Мне не жалко было Честера-артиста. Жалко только Честера-человека, который заигрался в угоду толпе. А также жалко толпу, которая даже не понимает, что она своей любовью и губит своих кумиров. Бедное поколение, у которого в кумирах Депеши, Металлики и Линкин Парки. Которые «меняют их мир».

Что еще почитать по теме?

Между Сциллой и Харибдой. Почему любовь к западной музыке бывает сильнее любви к Родине?
Откуда берутся кумиры и нужны ли они нам?
Какими будут кумиры будущего?

Реклама