И что примечательно, он, народ, как и она, женщина, любит исключительно сердцем, не понимая, почему и, главное, зачем, но зато всегда вопреки. Вопреки здравому смыслу, элементарной логике, мало-мальскому анализу своей любви.
Почему толпа не может не сотворять кумиров? Музыкальных, киношных, литературных? Почему порой любит их больше, чем своих родных, с которыми может всю жизнь жить в ссоре, не замечая и не признавая? Почему западные герои сегодня на голову выше наших, отечественных, о которых часто вспоминают с усмешкой?
- Очевидно, что в разного рода кумирах, идолах, «иконах» и «звездах» в большей степени нуждаются люди менее образованные и более впечатлительные, с небогатым внутренним миром, нуждающиеся во внешней подпитке и руководстве извне. Например, барышни, подростки и молодежь (именно среди них наибольшее число т.н. фэнов). Или среди малообразованных и культурных любителей футбола (т.н. фанаты). Также как, например, большинство всегда нуждалось в шаманах, богах, лидерах, вождях — представителях любой сверхнормальной силы и способностей, способных просветить, повести за собой, решить проблемы народа. И, напротив, чем выше интеллектуальный уровень, чем глубже критическое и аналитическое мышление, тем «спокойнее» и уравновешеннее такие любовь и почитание и зависимость от «внешних сил». Стремление подчинять себя разного рода лидерам, руководителям и поклоняться кумирам и «звездам». (Самые малочисленные «фэны» — у любителей классической музыки, жанра наиболее «умного» и «культурного» из всех, в отличие от многомиллионной армии какого-нибудь «heavy/punk/grunge/pop/etc» направления. На концерты первых с трудом набирается пара сотен «конисёров», в то время как последних на стадионы набивается десятки тысяч.)Реклама
- Также примечательны форматы и стереотипы, в которых средний человек находит для себя такие любовь, почитание и руководство. С детства ему прививают ту самую Ленинскую формулу «самым главным искусством для нас являет кино и цирк», естественно, под другим соусом — дают полюбить сначала кино, с его героями, потом музыку, с ее. Потом приучают любить лидеров и вождей. Родину. А раньше — партию. И среднему человеку «не любить» кого-то, кроме своих мамы и папы, жены и детей, уже плохо получается. Ему нужны кумиры, и как их любить, его тоже научат, но думать он будет, что это его собственный выбор. А как же иначе!Реклама
- Другой интересный формат такой любви — это обязательная любовь к Таланту. Не к добродетели, например, не к природе, как у наших предков, или к деревянному идолищу в виде рыбы с головой льва и хвостом лисицы, а именно к Сценическому Таланту. По сути, той же базарной площади со своими шутами, фиглярами и скоморохами. С тем же вертепом и бродячим цирком. Ведь если задуматься, чем Талант лучше Добродетели? Почему какая-нибудь серая мышка, с десяти лет выносящая «утки» из-под больной бабушки, а потом после двадцати батрачащая на своего мужа, детей и хозяйство, тихо и незаметно, не имеет в своем клубе фанатов? Почему на одну мать Терезу приходятся тысячи и тысячи сумасшедших почитателей каких-то Металлик, Линкин Парков, Депешей? А какой-нибудь Честер Б., горький пьяница, наркоман, развратник, хрипящий на сцене непонятные девяноста процентам тексты уровня пятиклассника под выбивающую всякую мысль из головы оглушительную музыку, вызывает восторг и почти транснациональное поклонение? (Вы никогда не задумывались, что мысль любит тишину, а громкая музыка хорошо включает эмоцио, отключая при этом рацио?) Почему, образно говоря, умение ловко закидывать ногу за голову или брать три октавы — Сценический Талант, вызывает такое умиление у толпы, а не тихое служение в каком-нибудь хосписе или даже у себя дома, своим близким — Добродетель? И почему так для всех важен именно Сценический Талант — наивысшая степень публичного фиглярства, а не Ум, Добродетель, Принесение Себя в Жертву Путем Скидывания Себя на Копья?Реклама
- Весьма примечательно и качество Таланта, которым кормят толпу. Если недавно это были какие-то благородные киногерои, как правило, без счета в банке и дорогого костюма, то сегодня наблюдается явная тенденция отстоять свое добро — взять в конце жирный куш. Сегодняшние кумиры в сравнении с благородными кумирами от и в лице Джека Лондона, поэтов Марины Цветаевой, Сергея Есенина, киногероев Павки Корчагина и «Коммуниста», певцов Высоцкого, Магомаева, Герман и тысячи других, если откинуть их политическую и идеологическую принадлежность, явно обмельчали. Духом, мыслью, идеями. Тем же Талантом. Сегодня толпа поклоняется фрикам, зачастую бесталанным, но с громкими голосами, красочным шоу, малопонятным текстам (90% нашего народа не в состоянии понять «импортные» тексты, но почему-то уверено, что у него есть вкус). Но при этом толпа этого не понимает, как не понимает влюбленная женщина, что любит серость или откровенного подонка.Реклама
- Толпа действительно не понимает, что ею манипулируют. Что «звезды» зажигают, зарабатывают миллионы, толпе дают возможность выпустить пар на очередном концерте, чтобы было меньше сил и мозгов думать, а что не так. И жестоко требовать от толпы этого понимания — как требовать от влюбленной женщины перестать любить плохого парня. Толпа в своей любви эмоциональна, порывиста, импульсивна. И к тому же, долгое прослушивание громкой музыки попросту отбивает способность мыслить.
Когда пал Честер, народ вздрогнул, как от выстрела Дантеса. Одна девочка написала: «Не верю и никогда не поверю!» Другая: «Спасибо, что изменил мой мир». Третий: «Почему Господь Бог забирает самых лучших, самых талантливых?» Словно Господу Богу, а не толпе, есть дело до чьего-то там таланта, умения закидывать ногу за голову и скакать козой по сцене.
Мне не жалко было Честера-артиста. Жалко только Честера-человека, который заигрался в угоду толпе. А также жалко толпу, которая даже не понимает, что она своей любовью и губит своих кумиров. Бедное поколение, у которого в кумирах Депеши, Металлики и Линкин Парки. Которые «меняют их мир».
Что еще почитать по теме?
Между Сциллой и Харибдой. Почему любовь к западной музыке бывает сильнее любви к Родине?
Откуда берутся кумиры и нужны ли они нам?
Какими будут кумиры будущего?