Перейти к предыдущей части статьи
Известно, что из-под пера Агаты Кристи вышло около 80 детективных романов, 50 пьес и около 120 рассказов. Ее книги до сих пор активно покупаются, в театрах с неизменным успехом идут пьесы, а в кинотеатрах выходят новые экранизации.
Ученые исследовали тексты с помощью компьютерных программ, позволяющих вскрыть незаметные для рядового читателя закономерности. Проанализировав большое количество произведений, они пришли к выводу, что писательница пользовалась определенной стилистической формулой.
Например, она использовала общеупотребительные слова довольно часто на небольших фрагментах. Сравнивая тексты Агаты Кристи и Конан Дойла, лингвисты отметили, что у Кристи почти не встречаются глаголы «отвечать», «повторять», «высказываться». Вместо этого она постоянно использует слово «сказать», которое употребляется в обычной речи гораздо чаще.
В ее произведениях почти невозможно встретить филологические изыски, отвлекающие читателя от сюжета. Описания в текстах встречаются лишь в самом начале. К концу произведений действия ускоряются, и уже ничего не отвлекает читателя от развязки. Использование стилистических приемов решает главную задачу, они удерживают внимание читателя.
Специалисты НЛП отмечают и использование определенных ключевых слов, воздействующих на подсознание. Например, таких как «интерес» и производные этого слова. Они подсчитали, что на 1 странице текста Кристи упоминает это слово около 20 раз (интерес, интересный, не интересно, обратить внимание
Психологи условно разбили тексты на некие фрагменты, параграфы. Каждый фрагмент определенным образом запечатлевается в сознании читателя. В одном параграфе она обращается к памяти, в другом к интересу, в третьем — к загадке. Читатель, как ученик, приступает к прочтению следующей части, прочно усвоив акценты предыдущего параграфа.
В фильме утверждается, что писательница контролировала сознание читателей, вводя их в транс. Известно, что сознание человека способно различать одномоментно от 5 до 9 объектов и явлений. В книге «Десять негритят» на читателя обрушивается информация сразу о 10 героях со своими сюжетными линиями. Психика обычно не выдерживает подобной перегрузки, и читатель входит в состояние транса, в котором доминирует сюжетное напряжение.
Чувства запоминаются намного лучше, чем мысли. Творчество Агаты Кристи постоянно стимулирует желание разгадки и удовольствие от удачно разрешенной логической формулы.
Существует адреналиновая теория разгадки тайны писательницы. В фильме утверждается, что книги вызывают определенную химическую реакцию в организме человека. В самом начале читатель испытывает все усиливающееся желание узнать, кто преступник. Это желание вызывает выброс допамина. В конце, когда наступает развязка, читателя захлестывает волна серотонина. Читатель испытывает эйфорию и идет покупать следующую книгу автора.
Известно, что страх, напряжение вызывает выброс адреналина, который называют разрешенным кокаином. Мы все очень любим безопасные страхи, именно они дают нам ощущение удовольствия, драйва.
Схема классического детектива, выработанная Агатой Кристи, довольно проста. В самом начале появляется труп, несколько подозреваемых, имеющих свои мотивы и объединенных в замкнутом пространстве, сыщик, оказавшийся случайно на месте преступлений, и множество ходов — как подсказок, так и ловушек. В конце сыщик разъясняет схему преступления, отбрасывая шелуху ложных следов. Но, даже при довольно простой схеме, читателю редко удается вычислить преступника до наступления развязки. Большое количество ложных схем, мотивов — своеобразные ловушки для читателя. Кристи специально запутывает, интригует, ведет ложными путями. Не случайно ее детективы называют головоломками.
Но самая удивительная информация, на мой взгляд, прозвучавшая в этом фильме — это вывод о том, как творила писательница, сделанный после изучения ее записных книжек. Исследователей сильно удивило, что одна из самых логичных авторов свои записи вела очень небрежно: множество заметок, разбавленных бытовыми записями, свидетельствовали о вдохновении, больше свойственном поэтам.
В фильме прозвучала версия о том, что Агата Кристи писала детективные истории в состоянии транса. Встречаются довольно большие фрагменты, безжалостно перечеркнутые авторской рукой, а затем переписанные «на одном дыхании», не отрываясь. Это главный вывод о том, что все секреты гипнотического письма Кристи освоила «по наитию», позволив вдохновению руководить ее литературным творчеством.