В чем секрет гипнотического письма? Эмоциональные качели

Реклама
Грандмастер

Почему некоторые тексты мы читаем не отрываясь? В чем секрет завораживающей магии такого произведения? Что заставляет нас, позабыв о собственных проблемах, переноситься в мир, выдуманный для нас чародеем-автором? Почему мы часто не можем ответить на вопрос, чем привлекает нас подобное перемещение?

Когда я слышу рассуждения об ауре литературного произведения, то понимаю, что речь идет о неких трудноопределимых приемах, которые при чтении книги создают почти физическое ощущение мира авторской фантазии, а главное, резонирования с ним читателя. Можно, конечно, ссылаться на лексическое богатство, красочность языка, особый ритм текста и т. д. Но я решила искать ответы в другой плоскости.

Много лет назад, читая детективы тогда еще начинающей писательницы Дарьи Донцовой, я не могла понять, какая гипнотическая сила заставляет меня покупать и тратить свое время на прочтение безумных сюжетов, написанных довольно незамысловатым языком? Что привлекает меня, перечитавшую огромное количество книг, в этих байках-сплетнях? Какие особые

Реклама
литературные приемы сделали огромное количество читателей заложниками ее творчества?

В этом желании открыть томик с нелепым названием было что-то болезненное, что-то, что заставляло меня делать это раз за разом. Некий вопрос, на который я не могла найти ответ. Пробовала переключиться на других авторов, пишущих в этом жанре, но их шедевры не могла осилить уже на первой странице. Хотя и язык, и стиль были очень похожи.

Если рассматривать «магию» подобных текстов, то первое, что приходит в голову — продуманный маркетинговый подход к их написанию. Автор четко знает или чувствует свою целевую аудиторию, их психологические проблемы и всевозможные комплексы. Читательница, отождествляя себя с

Реклама
главной героиней, на некоторое время становится свободной от каких-то давно надоевших обязательств, собственных проблем.

Она больше не Марья Ивановна, уставшая от хронического безденежья, от пьющего мужа, от бесконечных кастрюль и тяжелой работы. На некоторое время наша Марья Ивановна превращается в креативную Вилку, сообразительную, независимую и любимую, или Дашу Васильеву, даму приятную во всех отношениях, порхающую между элитным поселком и Парижем, не считающую денег и мужей.

Реклама

Думаю, что феномен Дарьи Донцовой мог бы стать достойным объектом для изучения профессиональных психологов. Но вернемся к пресловутому маркетинговому подходу. Итак, писатель хорошо знает свой потребительский сегмент, знает их проблемы и потребности. Этот литературный продукт выполняет свою главную функцию, на какое-то время удовлетворяя потребности клиента в самореализации, статусности и т. д. Но почему книги других, весьма похожих авторов, не столь популярны?

У рекламщиков есть термин — имажитивная реклама, то есть реклама, в которой воздействуют на сферу эмоциональных переживаний потребителя. Вспомните рекламные ролики косметических средств. Обычно этот способ рекламы используют в случаях, когда невозможно или довольно сложно высветить УТП (уникальное торговое предложение) — проще говоря, когда трудно убедить клиента в разумности предстоящей покупки, обратиться к его логике.

Реклама

Книги Донцовой, на мой взгляд, некий продленный рекламный имажитивный ролик. Мне показались интересными приемы, которые удерживают внимание читателя на протяжении огромного количества страниц. Главный способ — эмоциональные «качели». Читатель, вместе с главной героиней, вынужден выпутываться из довольно сложных ситуаций, бороться за справедливость.

Множество вспомогательных сюжетных линий «работают» на эту же задачу. Написанные языком женских сплетен, они ненавязчиво вводят читательниц в излюбленный диалог о добре и зле, справедливости и возмездии.

Реклама

Интересно, что в книгах Донцовой практически нет выписанных отрицательных героев — все они довольно неоднозначны. Подобный прием очень часто используется и в кинематографе. Он позволяет «приковать» внимание зрителя к подобному персонажу на длительное время, заставляя его с интересом наблюдать, как (хорошо или плохо) будет действовать герой в разных ситуациях. Этот прием делает отрицательного героя «живым», достойным сочувствия.

В одном из интервью Дарья Донцова заявила, что ее детективы — это «таблетка от депрессии». Возможно, в ее книгах есть скрытые механизмы, стимулирующие выброс серотонина?

Джо Витале в своей книге «Гипнотические рекламные тексты: Как искушать и убеждать клиентов одними словами» раскрывает секреты «гипнотического письма». Он утверждает, что многие писатели владели искусством написания гипнотических текстов:

«Вспомните, когда вы последний раз были совершенно поглощены чтением письма или книги. Вы утратили чувство времени? Вы не слышали призывов того, кто вас звал? Вы так углубились в чтение, что ничто уже не имело значения? Признайтесь: вы были загипнотизированы».

Продолжение следует

Реклама