Поводом к открытию стал курьезный случай: мужчина пошел грабить банк, предварительно нанеся на лицо лимонный сок. Он был уверен, что лимонный сок сделает его невидимым.
Конечно, теория возникла не из этого случая, просто незадачливый грабитель довел до абсурда то, что характеризует определенную группу людей, которые уверены в своем превосходстве над остальными, имея более чем скромные задатки и способности. Этот умственный и личностный дефект, в основе которого лежит неспособность некоторых людей объективно оценивать себя и осознавать свои ограничения, оставался бы частной психологической проблемой бедолаг, если бы их число не росло так стремительно в последние годы.
Невежественные, недалекие, неспособные ни к какой деятельности люди были всегда, просто окружение давало им честную, хотя и не всегда утешительную, обратную связь, что нашло отражение в пословицах и афоризмах: «По Сеньке и шапка», «Каждый сверчок знай свой шесток», «Что позволено Юпитеру, не позволено быку»
В XIX веке американский психолог У. Джеймс вывел свою знаменитую «формулу счастья», по которой самооценка напрямую зависит от достигнутого успеха и противоположна уровню притязаний. По Джеймсу, повысить самооценку можно лишь двумя способами: уменьшив уровень притязаний или увеличив свои достижения. Самооценка всегда стремится вверх. Уменьшать уровень притязаний — не хочется, повышать достижения — не получается. Это происходит потому, что никто не хочет считать себя глупее и хуже большинства, поэтому приходится завышать свою самооценку. И тогда она ищет «интеллектуальную брешь».
Умный человек будет анализировать причины своей низкой результативности и искать более эффективные пути приложения своих способностей.
Сто лет спустя после исследований Джеймса гуманистическая психология поставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Самооценку стали повышать искусственным путем в ходе специально организованных ситуаций, тренингов уверенного поведения и психологических «поглаживаний», которые не имеют ничего общего с подлинным личностным развитием.
До нас эти идеи дошли в середине 90-х, когда стали создаваться психологические службы, а в школах и центрах занятости появились наспех подготовленные психологи и масса переводных текстов по психологии, которые воспринимались как истина в последней инстанции. Педагоги, которых учили, что завышенная самооценка — это плохо, скептично отнеслись к такому развороту на 180 градусов, но кого-то застыдили, кого-то переучили…
До открытия эффекта Даннинга-Крюгера, установивших связь между высокой самооценкой и низкими компетенциями, оставалось несколько лет.