С точки зрения психологии отношений проблема в способности к близости: одни могут выдержать длительные и стабильные отношения, а для других это страшно. Им нужно то приближаться, то отдаляться; то запрашивать любовь и поддержку, то отталкивать.
Способность выстраивать отношения в паре закладывается с детства. В зависимости от того, какими были отношения с мамой, у нас формируется тот или иной тип привязанности. От этого самого типа и зависит то, как мы будем вести себя в отношениях.
Учёные обнаружили этот факт, когда выяснили, что дети по-разному реагируют на временную разлуку с мамой. Психологи не смогли удержаться от соблазна разделить детей на несколько типов. Позже оказалось, что именно эти
1. Безопасный тип
Мама ушла — ребёнок расстроился, мама пришла — обрадовался. К незнакомцам такие дети относятся настороженно, но если мама рядом, то ребёнок способен общаться с новым человеком.
Формируется этот тип в случае, если ребёнок получал от мамы достаточное количество эмоциональной поддержки и ощущения безопасности рядом с ней. Если мама была надёжная и предсказуемая, то ребёнок делает вывод: «отношения — это безопасно и приятно».
Во взрослом возрасте такие дети легко выстраивают отношения, не боятся доверять партнёру. Они способны выдерживать близость, надёжно привязываться к другому и не отказываться от любимого человека по поводу и без.
2. Избегающий тип
Что мама уходит, что приходит — всё равно. А вот незнакомцев такие дети не боятся, общаются с ними спокойно и легко. Будто им без разницы кто рядом.
Такому поведению многие мамы радуются, называют детей «самостоятельными». Только эти дети в отчаянии. Им отказывали в поддержке, когда она была нужна, и это так их ранило, что они научились не просить. Внешняя «независимость» — это защита от боли отвержения.
Этот тип появляется у ребёнка, например, если мама не могла быть рядом — болела или была вынуждена рано выйти на работу. Или мама физически присутствовала, но эмоционально ей было не до ребёнка. Такое бывает, если у неё была депрессия или если ребёнок был нежеланным.
Избегающий тип формируется и тогда, когда ребёнка опекают и контролируют, но при этом нечувствительны к его потребностям. Как в анекдоте: «Мам, а почему мне пора домой? Я что — голодный?» — «Нет, сынок, тебе холодно!». Так ребёнок учится или не понимать собственных желаний, или прятать их от окружающих (ведь никому нет дела).
Вывод из детства такой: «никому нельзя доверять».
С ними трудно установить длительные близкие отношения. Они постоянно убегают — то физически, то эмоционально. У них нет привычки запрашивать поддержку, они не рассказывают о том, когда им плохо. Таким людям проще, когда никто ни от кого не зависит, когда нет никого особенно важного и значимого. Или есть, но ненадолго. Чтобы и любовь получить, и не слишком привязываться.
3. Тревожный тип
Это дети, которые при разлуке с мамой впадали в истерику. А когда та снова приходила, дети из этой группы вели себя равнодушно или агрессивно: будто обиделись на её отсутствие и не хотят показывать, что она важна.
Этот тип появляется в случае непредсказуемости мамы: если она то отвергает, то приближает, если она за одно и то же действие может один раз похвалить ребёнка, а в другой раз наказать.
Вывод прост: «близость нестабильна, непрочна и непредсказуема».
Отношения для таких людей всегда сопряжены с чувством сильной тревоги. Они чувствительны к любой критике, ищут подвох, сомневаются в чувствах партнёра. Да-да, вопрос «А ты меня любишь?» по 150 раз за день — как раз об этом типе привязанности.
Такой человек тратит уйму сил на попытки сделать всё вокруг предсказуемым и стабильным. Такие люди боятся нового, цепляются за знакомое, пытаются подстраховаться и перепроверить. Для них настолько важно постоянство, что они сохраняют даже деструктивные отношения — лишь бы не прерывать.
4. Дезорганизованный тип
А вот эти дети непредсказуемые: то отталкивают маму, то притягивают, то игнорируют. Логики в поведении обнаружить не удалось, выглядело так, будто дети сами не понимали своих желаний.
Собственно, так этот тип привязанности и устроен: человек и стремится к близости, и в то же время её боится. О чём и сообщает через поведение недоумевающему партнёру.
Сигналы таких людей противоречивы, невозможно понять, чего они хотят. Сиюминутные эмоции их так захватывают, что они могут сильно ранить партнёра или вообще разорвать отношения, потому что не смогли справиться с собственными чувствами. Им трудно себя утешать и «тормозить» свои эмоции.
Появляется такой тип чаще всего в ситуациях жестокого обращения. А для психики ребёнка «жестокое обращение» — это не только агрессия или запугивание. Это ещё и равнодушие.
Родители таких детей редко давали сигналы привязанности, поэтому у таких малышей просто не сформирован опыт отношений. Для них близость — это периодические вспышки сильных разнонаправленных чувств. Без какой-либо логики, зато с изрядной порцией боли.
Типы привязанности не стоит делить на «хорошие» и «плохие». Да, тревожный тип «душит» любовью, но зато такие люди умеют чувствовать важность другого, показывать своё неравнодушие. Избегающий тип прекрасен тем, что даёт свободу в отношениях, развивает интерес к миру. И отношения при этом типе очень даже можно выстраивать, просто на определённой дистанции. А с представителями дезорганизованного типа уж точно не соскучишься!