Одна моя знакомая — школьный учитель — поведала мне о том, какое потрясение она испытала, встретив своего бывшего ученика:
— Хожу по супермаркету, вижу — парень мне навстречу идет — высокий, красивый, одет с иголочки — и улыбается. И чего это, думаю, он мне улыбается? А потом вижу, что лицо-то у парня больно знакомое. «Здрасьте, Елена Егоровна!» А-а-а, вспомнила! Это ж мой бывший ученик — первым двоечником и «нервомотателем» в своем классе был! «Здравствуй, Дима, — говорю, — ну, как ты?» «Да ничего, Елена Егоровна! Неплохо!» — отвечает. Я ему: «Работаешь? Учишься? Где?». А он: «Да техникум окончил горно-нефтяной. Теперь вот инженером в нефтяной компании работаю. Работа интересная, да и зарплата неплохая. Так что жизнью доволен! Сейчас вот собираюсь в университет поступать по своей специальности». Я не удержалась и спросила, какая же у него зарплата. Когда он назвал цифру, мне стало нехорошо. Я не знала, что мне делать — то ли радоваться за Димку, который в школе был дуб-дубом, уроки никогда не делал, двух слов толком связать не умел и пяти минут на одном месте спокойно высидеть не мог, то ли плакать от того, что я, первая ученица своего класса, получившая высшее образование, почти десять лет отдавшая на то, чтобы хоть что-то вбить в головы таким вот Димкам, зарабатываю сейчас в 15 раз меньше, чем он.
Я, конечно, как могла, успокоила свою знакомую, сказав, что есть и ее заслуга в успехах этого Димки. Кто-то же должен детей учить. А сама в очередной раз вспомнила свою одноклассницу — почти круглую отличницу, гордость класса и школы, активистку, спортсменку, комсомолку и просто красавицу, которая сейчас очень успешно делает карьеру… санитарки в больнице.
Не каждому двоечнику суждено стать отличником по жизни. Однако примеров этого множество. Маленький Исаак Ньютон учился не хуже всех — в его классе был мальчик, у которого дела обстояли даже хуже, чем у Исаака. Однако того мальчика потом отчислили из школы, признав идиотом. И Ньютон стал худшим. Особенно тяжело ему давались… математика с физикой. Говорят, что он к тому же был ужасно ленивым. А когда Исаак вырос, он стал всемирно известным ученым.
Чарльз Дарвин тоже считался бестолковым тупицей, который любил поспать за партой. А потом этот «тупица» заставил весь мир поверить в то, что труд сделал из обезьяны человека. Альберт Эйнштейн в наше время считался бы ребенком с диагнозом «ЗПР» и учился бы в классе коррекции. Он очень поздно начал говорить и отличался плохой речью — даже обучаясь в школе, использовал лексикон дошкольника и не мог употреблять сложные обороты. Но Альберт вырос и удостоился Нобелевской премии.
Сэр Уинстон Черчилль в школе отставал по большинству предметов и даже не стал поступать в университет. Изобретатель Томас Эдисон проучился в школе пару месяцев. Однажды учительница пришла к его родителям и посоветовала им забрать мальчика из школы, так как он, по ее мнению, умственно отсталый, и толку от его учебы все равно не будет. А в будущем Томас Эдисон сделал множество важных для человечества открытий и изобретений, например, сконструировал первую электростанцию. Николай Гоголь в школе за сочинения всегда получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души».
Билл Гейтс, прежде чем стать отличником производства, был самым обычным двоечником. А ведь родители, поступая непедагогично, платили детям по 25 центов за каждую отличную оценку. Несмотря на такой стимул, учеба у будущего главы «Майкрософта» шла совсем плохо — за год удавалось заработать не больше пяти долларов. Но потом в школе появилась ЭВМ, и разбудила дремавшие в юном Гейтсе великие способности.
Список гениальных двоечников можно продолжать и продолжать. Почему же из детей, которых считают тупицами, вырастают умные, талантливые и успешные взрослые? Психологи считают, что творчески одаренные дети часто не вписываются в школьный стандарт и не соответствуют представлениям учителей о хорошем ученике. По данным психолога П. Торренса, изучавшего развитие творческих способностей, около 30% детей, отчисленных из школ за неспособность, неуспеваемость и даже глупость, составляют дети одаренные и сверходаренные. То есть получается, что почти каждый третий отчисленный из школы — возможный гений?
Учебная программа все еще направлена больше на развитие памяти, чем на развитие мышления. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что во многих детях «убивают Моцарта». Есть дети, у которых уровень интеллекта невысок. Однако очень высок уровень творческого мышления. Такие дети почти всегда плохо учатся. Часто они становятся изгоями, с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, страдают от неуверенности в себе и множества комплексов. Именно этих учеников учителя часто характеризуют как тупых и невнимательных. Но такие дети не могут иметь интереса и способностей ко всем школьным предметам. Как правило, их привлекает что-то одно, в чем им может не быть равных. Именно в этом нынешний двоечник завтра добьется успеха — будущее ребенка невозможно просчитать «на коленке».
Только не нужно убивать в ребенке Моцарта, делая страшную трагедию из плохих оценок, давая ему строгую установку на одни пятерки и обещая в противном случае карьеру дворника. Приглядитесь к своему ребенку, и вы увидите, в чем его гениальность. И тогда, может быть, из него вырастет не дворник, а Вальтер Скотт, Николай Лобачевский или Карл Линней, которые в школе были обычными двоечниками!