Это подтверждает 48-летний опыт Бернарда Роса — основателя легендарного института дизайна Стэнфорда, где слушателям открывают их собственный мир, заставляя отказываться от привычных стереотипов и демонстрируя множество новых возможностей.
В книге «Привычка достигать» Бернард Рос собрал лучшие идеи по дизайн-мышлению и кучу практических упражнений, которые можно брать и делать прямо сейчас. Вот несколько любопытных отрывков из книги.
Что такое «дизайн-мышление»?
Бернард начал преподавать дизайн-мышление почти 50 лет назад, еще до того, как это стало мейнстримом. Ему слово…
Дизайн-мышление — это набор принципов, которые наша группа разработала для эффективного решения самых разных дизайнерских проблем. Мы ввели этот термин, когда заметили такую штуку:
Дизайн-мышление поможет эффективнее решать проблемы, лучше сосредоточиваться на начатом и добиваться большей удовлетворенности жизнью. Вы ощутите энергию, которой обладаете и которая сделает вашу жизнь лучше.
Вы можете взяться за давно откладываемые дела и освободиться от оков, которые ограничивали проявления потенциала, научиться изменять окружающую действительность и, наконец, достигннуть того, чего хотите всерьез.
Как решить проблему?
Вот вам вопрос: «Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?» Ответ дизайнерски мыслящего человека: «А зачем вообще использовать электрические лампочки?»
Именно с этого нужно начинать решение любой проблемы — изменить подход к ней и задать другие вопросы. Правильно заданный вопрос — это половина успеха. Это помогает доходит до сути проблемы.
Например, мой друг Кайл искал себе жену. Он задавал вопрос: «Как найти жену?» Но на самом деле суть проблемы был в том, что он просто хотел общения. И когда он поставил вопрос «Как получать достаточное количество общения?», вопрос с «поиском» жены отпал.
Незнакомое знакомое, или Что такое функциональная ригидность?Реклама
Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому, «свежим взглядом». Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.
Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.
Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.
Самое главное, что стоит развивать: вы должны суметь сделать известное и привычное неизвестным и непривычным.
Как генерировать идеи?
1. «Что, если???»Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что, если бы не было силы притяжения? А что, если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный, творческий подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.
2. Матрица принятия решений.Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.
3. Схемы последовательного развития событий.Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.
«Моя работа не имеет никакого значения»
Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.
Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.
Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами
Что значит «быть у руля»?
Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту.
Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?» Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой. На деле вопрос должен звучать так: «
Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.
Дизайн-мышление научит вас быть у руля своей жизни. Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.
По материалам книги «Привычка достигать».