Следователи вычисляют «кураторов» этих групп, законодатели работают над поправками в Уголовный кодекс, в котором сейчас нет наказания за пропаганду суицида, чиновники думают, как будут отчитываться перед президентом об улучшении системы профилактики подросткового суицида.
Однако все это — меры внешнего воздействия, которые необходимы, но недостаточны. Мы опять пытаемся бороться с последствиями, не давая себе труд задуматься о причинах: почему наши дети употребляют наркотики, рискуют жизнью и здоровьем, уходят из жизни?
Борьба с безобидными субкультурами, которые хоть как-то компенсировали дефицит живого общения и так необходимого подросткам чувство единения, закончилась нашей победой. Взамен мы не смогли ничего предложить нашим детям. А «кураторы» смогли, играя на вечном интересе человека к теме смерти, стремлении быть или казаться особенным, посвященным в общую тайну. Юноша, открывший этот ящик Пандоры, уверяет, что просто хотел раскрутить свой сайт — ничего личного, просто бизнес:
«Я хотел пропиарить свою группу, и когда подписота нарастет хотя бы за пределы пяти тысяч, сменить тематику сообщества на музыку».
Еще один возможный мотив создания «групп смерти» — свойственное психопатическим личностям стремление почувствовать себя сверхчеловеком, имеющим власть над другими людьми. У психопатов слабо развиты участки мозга, ответственные за регуляцию эмоций и контроль поведения, им сложно вступать в эмоциональную связь с другими людьми, поэтому они реализуют потребность в общении, создавая искусственные отношения, которыми могут управлять. Вершина управления — возможность распоряжаться чужой жизнью. Люди — пешки в этой игре, средство достижения психологических целей психопата.
Однако не все годятся на роль «пешек». В группу риска входят как минимум две категории подростков.
Во-первых, это подростки, испытывающие трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Их могут травить в школе за то, что они другие, а взрослые этого не видят или не хотят видеть, так как не знают, что с этим делать. Родителям едва хватает сил и времени на то, чтобы одеть-накормить своего ребенка, нет общих дел, тем, интересов. Все ли мы знаем, с кем дружит или враждует сын или дочь, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает, в какие игры играет, чем занимается в телефоне или планшете? Если живой, неподдельный интерес взрослых подменяется контролем и запретами, подросток замыкается, как устрица, и тревожные сигналы будет сложнее обнаружить.
Во-вторых, это подростки, не имеющие возможности позитивной самореализации. Советская школа частично возмещала эту потребность, создавая коллектив, объединенный общими целями и задачами. Это работало, если за дело брался талантливый педагог, любящий детей и верящий в то, что он говорит и делает. Но таких всегда было мало, а сейчас и вовсе единицы, в основном люди старой закалки. Поэтому реанимировать прежнюю систему невозможно, хотя ход мыслей верный.
Вернуть бесплатные кружки и секции для всех нереально, потому как рынок и «просто денег нет». Можно создать условия узкой группе избранных, назвав их одаренными или детьми с ограниченными возможностями, но что делать остальным? Самоутверждаться там, где это не требует средств и особых усилий, где тебя примут всерьез и хотя бы выслушают, то есть в виртуальном мире.
Руководитель отдела суицидологии московского НИИ психиатрии профессор Евгений Любов назвал «группы смерти» патологическими сообществами несчастных детей, нуждающихся во взаимопонимании. По мнению профессора, основная клиническая причина суицидов — скрытая депрессия, которая обычно начинается в подростковом возрасте. Она остается незаметной, потому что дети, как правило, говорят не о сниженном настроении или чувстве вины, а о внутренней пустоте и скуке. Такие дети одиноки, но они нуждаются в общении, ищут его в Сети, где объединяются в группы таких же изгоев.
Саморазрушительное поведение — это ответ на невозможность позитивной самореализации в этом мире, протест против лжи, двойных стандартов, безразличия и несправедливости общества, в котором происходит чудовищное расслоение по множеству параметров: одаренный — бесперспективный, богатый — нищий, успешный — неуспешный. Родители заняты вопросами выживания, учителям некогда поговорить с детьми по душам — они тоже не живут, а выживают, и все ресурсы брошены на подготовку к «поступлению» детей в вузы и получению чаще всего никому не нужной специальности.
Не случайно символом «групп смерти» стал кит, который выбросился на берег. Возможные причины странного поведения китов — «зашумление» и загрязнение Мирового океана. Может быть, таким страшным способом дети сигналят нам, что мир загажен настолько, что жить в нем невозможно? И это — не только и не столько физическая грязь.
Полвека назад Стругацкие написали пророческую повесть «Гадкие лебеди». Это история о детях, которые ушли из города за странными людьми не от мира сего — «мокрецами», пришедшим в наш мир из будущего, чтобы изменить настоящее. В конце повести невидимый голос объясняет обезумевшим от горя родителям, почему они потеряли своих детей:
«…дети ваши ушли от вас по собственному желанию, никто их не принуждал, никто не тащил за шиворот. Они ушли потому, что вы стали окончательно неприятны. Не хотят они жить больше так, как живете вы и жили ваши предки. Вы очень любите подражать предкам и полагаете это человеческим достоинством, а они — нет. Не хотят они вырасти пьяницами и развратниками, мелкими людишками, рабами, конформистами, не хотят ваших семей и вашего государства».
Реклама
У книги хороший конец. Наверное, главный смысл пророчеств — не допустить их свершения.