Наверное, всем известна сказка про Царевну-Лягушку. Освежу немного в памяти: заколдованная Кощеем в лягушку, Василиса Прекрасная ловит брачную стрелу Ивана-Царевича, выходит за него замуж (причем все это в лягушачьем обличье), совершает подвиги ради любимого мужа, исполняя задания Царя-отца, но после предательства Ивана — в виде втихомолку сожженной ее лягушачьей шкуры — вынуждена покинуть своего мужа, а ему теперь надо исправлять как-то свою ошибку.
И вот оно — превращение сказки! Начинается…
Путешествие Ивана-Царевича. Наш герой несется по лесу на своем коне. И вдруг встречает старичка-лесовичка. Тот, что странно, сразу все про Ивана знает и говорит ему, что не надо было сжигать шкуру, а то вот теперь надо Кощея убивать.
Аналогия с нашей жизнью: а вдруг старичок-лесовичок — это внутренний голос человека? А что? Он связан с природой, слышим мы его случайно, и он сразу без эмоций констатирует нам суть проблемы и все, что надо для ее решения. Ведь похоже же?
Старичок-лесовичок дает Ивану волшебный предмет-путеводитель. Причем
куда он будет вести — не сообщается,
Аналогия с нашей жизнью: столкнувшись с какой-то новой для нас проблемой, мы начинаем искать способ ее решения, и какой это в итоге будет способ — заранее не ясно, и сколько времени займет его поиск — тоже. Это как человек обдумывает какую-то головоломку и погружается в процесс и днем, и ночью, что даже мешает ему спать.
И волшебный предмет-путеводитель быстро уносится вдаль, так что Иван даже просит помедленнее, а то он боится не успеть за ним. Путь начат, короче.
А по дороге Ивану встречаются разные звери. Иван сначала хочет их убить, но потом включает у себя принцип «Понять и Простить» и идет дальше.
Аналогия с нашей жизнью: когда человек накосячил, то он включает у себя самоедство, что вот, он был, например, неуклюжим медведем, который не заметил чего-то важного и поэтому накосячил. «Ах я — неуклюжий и невнимательный. Так давайте же бороться с этим — убьем в себе медведя!»
Вроде бы похвальное намерение. На самом деле надо, оказывается, не убивать в себе недостатки, а просто признать их существование и принять их как свой жизненный опыт (кстати, в сказке медведица была с медвежатами и просила РАДИ НИХ ее не убивать). Медвежата — плоды пережитого жизненного опыта. Они важны.
А еще получается, что более правильно, когда именно детеныши помогают Ивану добывать иглу, и такие версии сказки встречаются. Аналогично с волчицей с волчатами, соколихой с птенцами и щукой с щучонком. Включите свой зоопарк, если захочется.
В конце пути Иван приходит к Бабе Яге. Что примечательно — к ночи. Когда Кощей бессилен. Баба Яга (как и заколдованная Василиса Прекрасная) только ночью активизируется и наиболее сильна. И с Кощеем у нее свои счеты. Всю ночь Баба Яга принимает Ивана и под утро, когда он уже готов уходить дальше, сообщает ему, где смерть Кощеева. А также дает ему транспорт волшебный к заветному дубу.
Аналогия с нашей жизнью: после того как человек справился (не убив) со всеми своими внутренними зверями, он становится восприимчив к ответам на свои вопросы. Особенно ночью — во сне, например. Ему вдруг абсолютно ясно, как решать проблему. Конечная цель пути достигнута — способ найден. Осталось его реализовать.
И как мы знаем, в итоге Иван победил, Кощей проиграл. Все получили по заслугам. Конец. Василиса спасена заодно.
В общем, можно смело выдвинуть версию смысла сказки — в подобных сказках-путешествиях описан процесс психологического роста человека. Причем с инструкцией выхода из кризиса. Кризис переходного возраста, например.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью… Может, правда?