Что такое ОНЛ? Задача на взрослость

Реклама

ОНЛ — общее недоразвитие личности. Есть же общее недоразвитие речи, так почему же личность не может быть недоразвитой? Может, и, как показывает опыт, очень даже часто.

Жаркий июльский день. Спрятаться от тридцатиградусной жары можно только в прохладе тенистого парка или у речки. Будний день, поэтому на речке мало народу: несколько купающихся подростков, пара любителей позагорать и молодая женщина, приятной наружности, сидящая на скамейке чуть поодаль от пляжа и читающая книжку.

Неподалёку от неё расположилась троица — бабушка и две девочки, её внучки — четырёх и семи лет. Девочкам ужасно хочется побегать, поплескаться в воде, походить по пляжу, поиграть на тёплом золотистом песочке, но, увы, этого не получается. Их привели на пляж… позаниматься умственным развитием — у девчушки постарше в руках книжка, которую она с неохотой читает вслух, путая буквы, слова, ударения и получая за это замечания от бабушки.

Реклама

Над беззаботным пляжем летят такие фразы:

— Точка! Здесь надо было остановиться. Куда мчишься?

— А тут запятая. За-пя-та-я, ты понимаешь это или нет? Сколько раз тебе надо объяснять, что после запятой надо сделать паузу?

— С выражением, Маша, с выражением! У тебя во рту каша, что ли?

— Ира, ну куда ты полезла в воду? Я тебе сказала, только помочи ножки.

— Ира, наказание ты моё, зачем руки в песке измазала? Зачем ты туда полезла? Сядь спокойно и сиди!

На лице девчушки с книжкой выражена вселенская скука и тоска. В глазах… Невозможно сказать, что выражают глаза ребёнка, когда подавляются его самые естественные желания.

Женщина, сидящая на скамейке, недовольно морщится — чувствуется, что звенящие в воздухе слова бабушки добираются и до неё и мешают. Сюжетная линия книги, которую она пытается читать, постоянно прерывается резкими окриками, и женщина никак не может сосредоточиться.

Реклама

Но вот Маша прочитала свою книжку и побежала к речке.

За ней — перегоняя её, мчался голос бабушки:

— Куда, Маша, куда? Ещё примеры. При-ме-ры!

Видимо, не выдержав этого маразма, женщина захлопывает книгу. Встаёт, закрывает зонтик, берёт сланцы и… медленно идёт вдоль берега, подальше от орущей бабушки и её внучек. Пройдя метров двести, она садится на другую скамейку, раскрывает зонтик и с головой уходит в чтение…

Реклама

Скольким людям я задавала эту задачку на взрослость! И все, практически все, за исключением нескольких человек, реагировали на неё одинаково:

«А что мы можем сделать? А что могла сделать та женщина? Налетела бы на очередную грубость бабушки и дети увидели бы, как бабушка может кричать не только на них, но и на взрослого человека, который попытался за них заступиться…»

Более продвинутые говорили так:

«Лучше не вмешиваться, бабушку не изменишь, девочки сами выбрали себе такую жизнь, их Души захотели такого к себе отношения, им необходимо было испытать этот опыт унижения, подавления их желаний…»

Кое-кто пытался оправдывать бабушку:

«Наверное, она в своей жизни испытала много унижений, её родители наверняка постоянно запрещали делать ей то, что она хотела, заставляли её делать то, что они считали нужным и правильным. Вот она и стала такой. Бабушку можно только пожалеть, а девочкам посочувствовать, может, когда-нибудь они попадут к хорошему психологу и у них всё будет хорошо».

Реклама

Некоторые пытались рассматривать ситуацию с другой точки зрения:

«Ну, вступимся мы за девочек, наорём на бабушку. Она всё равно останется при своём. Скажет: вот родите своих детей и воспитывайте, как хотите».

Одна женщина мне ответила на эту задачку так:

«Конечно, надо было что-то сделать, нельзя проходить равнодушно, но что делать? Я бы тоже ушла, чтобы не расстраиваться».

И так далее.

Реклама

Вдумайтесь. Это отвечали взрослые люди. Которые получили образование. У многих из них есть дети-внуки. Многим было жалко тех детей с пляжа, но «что делать — бабушку не переделаешь, надо терпеть и постараться не быть такими грубыми со своими детьми…»

Хорошо. Задаю следующий вопрос: «А если бы на пляже подростки били малыша, то что бы вы предприняли?»

Ну тут все как один — мы бы разогнали этих хулиганов, вызвали милицию, пожалели малыша…

Задаю следующий вопрос: «А какая разница?»

Вот тут лавина ответов! Бабушка — родной человек для этих девочек. Она желает им добра, просто не может выразить это в нужной форме. А дядя, тётя — посторонние, они пришли и ушли, и нечего вмешиваться, чтобы не бередить душу ребёнка.

Реклама

И опять замечу — это отвечают взрослые люди, некоторые из них — педагоги, некоторые — психологи. Некоторые прямо так и говорили:

«Да, мне жалко девочек, но бабушка не заказывала у меня психологическую консультацию по поводу воспитания детей, поэтому я, как психолог, не вправе вмешиваться в их отношения. Вот когда бабушка придёт ко мне, как к психологу — я поработаю с девочками, помогу им принять такую бабушку и полюбить её…»

Хорошо, как психолог не вправе, а как человек — можно вмешаться?

А потом я всем этим людям задаю такой вопрос: «А вы верите в Правду?»

И, снова замечу, взрослые (!) люди непонимающе на меня смотрели и спрашивали: «А что вы имеете в виду?»

Реклама

И тогда у меня возникала крамольная мысль: «А взрослые ли они? Или просто выросли, дожили до тридцати, сорока, пятидесяти лет, родили детей, воспитали, ходили на работу, но чего-то у них до сих пор не сформировано, до сих пор они остались… не детьми, нет. Недоразвитыми личностями».

А в заключение хочу задать вопрос и вам, дорогие читатели. Как вы думаете, какие два урока получат девочки, если кто-то вмешается и заступится за них и если никто не заступится?

Реклама