Если школьник хочет учиться, старается быть прилежным, самостоятельно делает домашние задания без напоминания взрослых — это даже очень хорошо. Однако среди тех, кто приносит в дневнике домой хорошие оценки, можно встретить таких учеников, которые подвержены «синдрому отличника».
Для таких детей учеба становится целью получать высокие баллы и тем самым радовать родителей. И родители воспринимают этот факт как подарок, а не как проблему. Психологи не без основания полагают, что такой синдром опасен для развития целостной личности.
Почему у школьника развивается «синдром отличника»?
Проблема возникает тогда, когда у школьника проявляются явные признаки развития перфекционизма
. Он даже в мыслях не может допустить, что неприемлем какой-то иной результат его работы, кроме отличного. Что движет ребенком, когда он так думает?1. Школьник считает, что, получая хорошие оценки, он будет достоин любви родителей. Если это так, то можно подозревать, что ему не знакома простая родительская любовь, которая дарит надежду и уверенность.
2. Ребенку важно быть лучше всех, быть первым во всём. Причина такого мнения в том, что родители не научили его проигрывать. И поэтому малыш ошибочно считает, что побеждать — значит, выживать.
3. Ребенок убежден, что он не должен разочаровывать родителей, потому что родители всем рассказывают, что их ребенок — будущий медалист.
Все описанные примеры являются объяснением неуверенности ребенка в себе, у него достаточно сильно занижена самооценка, что является причиной психологических проблем
в будущем. Он ошибается в том, что способен производить впечатление на родителей и сверстников только будучи круглым отличником. Окружающим практически не заметна его внутренняя скованность, его неумение жить обычной жизнью нормального ребенка.В чем заключается помощь родителей?
Достойны уважения те родители, которые вовремя заподозрили у ребенка симптомы перфекциониста. Для начала придется несколько изменить свое отношение к ребенку, а это будет непросто.
Хвалить его теперь придется не за пятерки, а за то, что он старался получить хорошие знания. Стоит интересоваться не только школьными уроками, а всеми школьными делами.
Необходимо постараться понять, что кроме оценок у ребенка должны быть и другие достижения, увлечения, радости, общение, отдых. Общаясь с ним, можно заметить его пристрастия к другим видам деятельности. Может, именно умение хорошо рисовать поднимет в нем самооценку, утвердит самого себя в обществе сверстников.
Научите своего ребенка проигрывать — это важная часть воспитания ребенка. Объясните, что каждый имеет право ошибаться. Иначе банальная ошибка в контрольном диктанте может стать причиной стресса, перерастающего в невроз.
Необходимо помнить всем родителям, что «синдром отличника» не появляется беспричинно. Родители являются основными и самыми важными воспитателями малыша, а значит именно на примере их поведения у него стали проявляться проблемы в осознании себя и окружающего мира.