2. Чаще всего с депрессией путают дистимию — хроническое расстройство настроения с раздражительностью, болезненным вниманием к здоровью или его игнорированием, сарказмом и озлобленностью без четко выраженных суточных и ситуативных колебаний. Расстройства собственно настроения маскируются расстройствами мышления — стройной пессимистической системой (мол, так просто сегодня произошло или «все сегодня так себя чувствуют», «жизнь такая пошла»).
Часто дистимия маскируется алкоголизмом, игроманией, суицидным поведением, поиском «неземной любви» или неизлечимой болезни.
3. Еще чаще с депрессией путают социально-стрессовые расстройства, когда в отличие от первичного нарушения обмена нейромедиаторов нервной системы имеет факт четкой психотравмы, отражения ее в болезненных проявлениях и полное восстановление после устранения причины (триада Ясперса). Пример: человек потерял важные документы (паспорт, диплом, диссертацию). Он не спит, не ест, думает только об утрате, настроение — ни к черту. Стоит их найти или восстановить — от расстройства не остается и следа. И здесь нужны не столько антидепрессанты (они будут играть роль анальгина при зубной боли), но скорее психологическая и социальная помощь — правильно сориентировать человека и где-то походатайствовать за него.
4. У маленьких детей депрессия проявляется по преимуществу «возрастным регрессом» (начинают опять писать в постель, сосать палец, разучиваются одеваться), у более старших — школьной неуспеваемостью и нарушениями поведения, у пожилых людей картина депрессии напоминает возрастное слабоумие.
5. Наивно думать, что депрессивная симптоматика пройдет сама по себе, «тихо по-домашнему». Итогом этого может быть суицид. Самое страшное — расширенный суицид, когда с собой на тот свет берут самых дорогих или тех, перед кем, как кажется, «нет возможности искупить вину».
6. Слезы — показатель не глубины депрессии, а скорее подвижности эмоций. При настоящей депрессии плач — «сухой». Более того, появление слез у депрессивного человека — благоприятный признак скорого выхода из болезненного состояния.
7. Хронические боли без четко выявленной причины или длящиеся сверх нормального заживления более 3 месяцев, а также нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия), многие случаи алкоголизма имеют депрессивную природу и лечатся соответственно.
8. Эффективность действия любого антидепрессанта составляет 60−70% (иначе их не было бы так много). Они не вызывают болезненной зависимости (это — не карты и не водка). Однако при хроническом течении заболевания требуется хроническое его лечение, по аналогии с диабетом или гипертонией.
9. Если одних антидепрессантов недостаточно, назначаются лекарства других классов — стабилизаторы настроения (по типу лития), антипсихотические препараты, транквилизаторы и многое другое — вплоть до гормонов.
10. Электросудорожная терапия (ЭСТ) — не метод наказания, а одно из наиболее эффективных средств лечения депрессии. Можно делать амбулаторно (сам видел в Европе), можно делать беременным. Абсолютные противопоказания — кардиостимулятор и расслаивающая аневризма аорты, но последнее — уже по части хирургов.
В принципе, достаточно. Всем — хорошего настроения!