Границы похвалы
Первые годы жизни малыша связаны с познанием окружающего мира и освоением новых для себя навыков и умений. Каждое новое и неопробованное дело приносит ребенку удовольствие и вызывает интерес, как например, желание помыть посуду или провести уборку. Ребенок делает это, в первую очередь, для самого себя, не стараясь угодить родителям или понравиться им. А родители, в свою очередь, каждый новый шаг ребенка воспринимают с умилением и стремятся похвалить, когда у него что-нибудь получается. И малыш очень быстро учится сопоставлять действие и похвалу. Через какое-то время похвала становится основным побудительным мотивом для совершения поступков.
Чадо растет, и родительские требования также возрастают. И получение похвалы со стороны родителей для ребенка уже связано с более трудными и ответственными делами. В определенный момент родители просто перестают его хвалить. Не получая
А зависимость в похвале растет и крепнет, и рано или поздно ваше чадо столкнется с ситуацией, когда его никто не будет хвалить. Например, школа, где ваш ребенок будет одним из многих, или институт. Это может повлечь за собой возникновение стрессовой ситуации, а в худшем варианте — ребенок потеряет смысл жизни.
Вред сравнений
Очень часто родители, пытаясь мотивировать малыша на совершение действий или достижение определенных успехов, сравнивают его поступки с поступками других детей. По мнению родителей, это должно вызывать чувство стыда и заставить ребенка тянуться за более успешным товарищем. Но на деле любое подобное сравнение оставляет след в душе ребенка, потому что будет восприниматься им как упрек.
Ведь не стоит забывать, что каждый человек, и ребенок в частности, индивидуален и обладает своим набором хороших качеств. Ненужное сравнение может просто обесценить все старания и успехи ребенка, который просто перестанет прикладывать усилия для достижения поставленной планки, потому что посчитает, что кто-то все равно сделает лучше. Противопоставление приводит к проявлению нездорового соперничества, которое может закончиться полным отказом от тех видов деятельности, в которых ребенок не может добиться успеха.
Хвалить по-другому
Никто не говорит, что нужно в воспитании ребенка отказаться от похвалы. Но следует помнить, что похвала несет в себе функцию мотивации, поэтому правильная похвала должна относиться не к личности в целом, а к конкретному действию, чтобы побудить в ребенке желание в дальнейшем совершенствоваться в его выполнении. Именно такая похвала дает чувство признания со стороны родителей и сохраняет дальнейшую потребность в познании окружающего мира и самосовершенствования.
Похвала в общении с ребенком может служить лакмусовой бумажкой, которая продемонстрирует ему, что именно определенные его поступки вызывают положительные эмоции взрослых.