Некоторые аналогии возникают, когда речь заходит о людях. Оказывается, человек тоже может иметь свойства жидкости. Только не его тело, а мышление.
Аморфность внутреннего мира
Как известно, вода принимает форму сосуда, в котором находится. Красивый он или безобразный — жидкому веществу вряд ли есть до этого дело. Аналогичный процесс происходит с сознанием некоторых людей. Оно тоже принимает форму «сосуда», коим может стать практически всё, что угодно — начиная от социального окружения и заканчивая мельком услышанной фразой.
Нет, речь идёт не о лицемерах — они-то как раз хорошо понимают, что делают, и втайне посмеиваются над одураченными жертвами. Аморфный внутренний мир — совсем иное. Его обладатель не имеет своего мнения. Он перенимает убеждения тех, кто оказывается с ним рядом. Услышанное даже не думает подвергнуть сомнению. Способность критически мыслить напрочь отсутствует.
Одно и то же для него может быть то умно, то глупо, то красиво, то уродливо. И рождается такое восприятие не в результате собственных умозаключений, а просто потому, что кто-то что-то сказал. Человек с жидким мышлением всё меряет шаблонными стандартами. Сверх того — таковых порой множество. Двойные стандарты (а также тройные, четверные, далее по списку) — для него обычное дело. О собственных убеждениях и внутреннем стержне говорить не приходится.
Болото в низине
Вряд ли водянистый человек способен добиться впечатляющих успехов. Жидкость всегда стекает вниз. Точно так же и люди в аморфном состоянии оседают на периферии жизни. Впрочем, они и не стремятся к чему-то возвышенному — их вполне устраивает полусонное существование. Традиционное содержание их досуга — пережёвывание сплетен. Главные же «деликатесы» для мозга — жёлтая пресса и фривольные романчики.
Напрашивается и другая аналогия. Если посмотреть на периодическую таблицу, то сразу ясно — на её обочине размещаются неустойчивые элементы. Самые последние распадаются за секунды, а то и быстрее. Точно так же неустойчивое мышление постоянно и стремительно беднеет. Если вернуться к параллели с водой, то это похоже на превращение в болото. Мировоззрение становится сточной лужей в низине.
Кому это нужно?
Может возникнуть вопрос: а какая радость в том, чтобы быть жидкостью? Ведь для чего-то иные люди находятся в таком состоянии и не спешат меняться. Причина — соблазн лёгкой жизни. Ведь не надо думать — за тебя это сделают другие. Виноватыми в любых трудностях тоже станут окружающие. Но рано или поздно придётся оказаться один на один с какой-либо серьёзной проблемой и самостоятельно принимать решение. Это чревато сильным потрясением, которое, однако, может стать началом прозрения.
Встречаются и те, кому выгодно, чтобы другие пребывали в жидко-аморфном состоянии. На первый взгляд, люди с неустойчивым мышлением идеальны в качестве подчинённых. Вопросов не задают, что ни скажешь — всё сделают. К тому же на их фоне очень легко почувствовать своё превосходство. Но эти выгоды срабатывают до поры до времени. Последствия безынициативности и безответственности одинаково плачевны как для аморфных людей, так и для тех, кто пользуется их недостатком.
Перерисовка грустной картины
Перестать быть жидкостью — трудная задача. Увидеть свою аморфность — это неприятно, больно и попросту страшно. Потребуется мужество, которого, кстати, негусто при текучем моральном облике. Но если человек всё же осознал свою слабость — это вселяет надежду. Другое дело, что прозрение — лишь первый шаг. Дальше наступает черёд решительных действий.
Как говорил Антон Павлович Чехов, нужно «по капле выдавливать из себя раба». Точно так же следует поступить с внутренней аморфностью. Быть жидкостью — это рабство, а возможно, даже болезнь. Универсальных рецептов излечения нет — путь преодоления у каждого свой. Придётся настроиться на долгую борьбу, в которой невозможно победить раз и навсегда. Если же попытаться снова закрыть глаза на собственные недостатки, то это приведёт к окончательному разжижению.
Аморфность преодолевается по мере осознания своих границ и шлифовки навыка решения проблем. Это потребует неустанной борьбы с душевной ленью или, если сказать более резко, с внутренней расхлябанностью. Чтобы стать личностью, необходимо обрести целостность. Порой приходится собирать свой внутренний мир по частям. Это долгий и трудный путь. Но он стоит того, чтобы его пройти — даже если для этого потребуется вся жизнь.