Эта статья — о том, что случается, когда в семьях путаются роли: когда меняются местами мать и отец, дети и взрослые, мужчины и женщины.
Какие роли вообще бывают в семье?
Отец/муж — тот, кто принимает решения и несёт ответственность за семью. Он даёт разрешения и ставит запреты.
Жена/мать — та, которая ЗА мужем. Она второй лидер, решающий текущие задачи. Для ребёнка — та, которая любит и заботится.
Ребёнок — несёт новый опыт. Его любят и защищают, а он живёт с ориентиром на собственные цели, задачи и желания.
Бабушка — это мама родителей. Для ребёнка она третий воспитатель после мамы и папы.
Дедушка — это отец родителей. Он главный в старшем поколении, но не главный во втором. Для ребёнка он друг, партнёр, наставник.
Казалось бы, всё просто. Мы интуитивно чувствуем, что так должно быть. Теоретически. Но одно дело — как «должно» быть, а совсем другое — как бывает на самом деле.
Во многих семьях происходит самая настоящая путаница ролей. Например:
1. Мать в роли отца.
Есть женщина, которая принимает решения и решает все вопросы. Весь дом на ней; она всем нужна, она участвует в жизни каждого члена семьи и убеждена, что без неё мир рухнет. Она всё делает сама. Муж? Не, не слышала… и хотела бы отдохнуть, да кто, если не я? Он-то не справится, куда ему.
Может показаться, что это самоотверженная и сильная женщина. И в чём-то это так: она действительно не умеет расслабляться, с трудом принимает помощь и забывает о собственных потребностях. Обо всех, кроме одной — быть нужной. Постоянное «спасение мира» помогает ей не думать о смысле собственной жизни. Другие члены семьи тоже получают выгоду: с них снимается ответственность. Детям не нужно расти, мужу не нужно напрягаться. До поры до времени всем удобно. Пока кто-то не захочет вырасти…
2. Ребёнок на месте мужа.
Это ситуация, при которой мать (эмоционально, конечно же) замужем за собственным ребёнком. Она думает, что раз уж ей не встретился «нормальный» мужчина (а такие матери либо одиноки, либо разочарованы в своём партнёре), то она его вырастит. Но проблема в том, что она растит его для себя, а вовсе не для того, чтобы он был счастлив в собственной личной жизни. А как такое сокровище отдать другой женщине?!
Но не всегда место мужа занимает сын: бывает, что на этом месте у женщины стоит взрослая дочь. И тогда дочь чувствует себя обязанной то и дело помогать маме, выполняя, по сути, мужские задачи — например, она таскает за неё тяжести, обеспечивает её финансово, помогает решить её проблемы и так далее. Это очень ответственные «хорошие девочки».
Такая инверсия — гарантированный способ не иметь личную жизнь. И для матери, и для ребёнка. У таких «мальчиков» появляются самые разные трудности с мужественностью, ведь её природу мама подавляет и отрицает. «Девочки» не могут завести свою семью, они перегружены ответственностью и всякими «надо». И те, и другие очень склонны к разного рода зависимостям — и от алкоголя, и от компьютера, и от других людей. Но вот чего они не могут — так это жить собственной жизнью.
3. Ребёнок на месте главы семьи.
Это модель воспитания по типу кумира семьи. Каждое его желание — закон, любой плач или каприз заставляет всех подскакивать и носиться вокруг обожаемого чада. Его оберегают от трудностей, не наказывают. По сути, его инфантильность поощряется, он получает бессознательное послание «не расти». Часто такое случается с поздними, долгожданными и единственными детьми.
В таком варианте ребёнок получает массу проблем во взрослой жизни — он не обучен сотрудничеству, с трудом проявляет самостоятельность, ему трудно договариваться с другими. А родители так увлекаются «воспитанием», что забывают быть друг для друга мужем и женой.
4. Бабушка в роли главы семьи.
Такое случается, если в своё время молодая семья не смогла выстроить границы с собственными родителями. Тогда бабушка (а не мама) решает, чем кормить ребёнка, как надо воспитывать, чему учить. Скрыто или явно она вмешивается и в другие сферы жизни семьи: как должен быть налажен быт, как распоряжаться финансами и так далее.
В итоге в глазах ребёнка подрывается родительский авторитет, «взрослые» дети так и остаются детьми, а бабушка не может ни адаптироваться к пенсии, ни реализовать себя в других сферах, ни создать новые отношения.
5. Родитель в роли ребёнка.
В такой инверсии дети и родители психологически меняются местами. Таким детям пришлось повзрослеть раньше времени. Но это не от большого счастья, а от того, что в их семьях иначе было невозможно выжить. И это страшно. Рядом не было стабильных, надёжных, предсказуемых или зрелых взрослых. Может быть, была инфантильная мама, которая перекладывала на ребёнка ответственность за свою жизнь и за собственные переживания. Может быть, рядом был непредсказуемый отец-алкоголик. Может быть, заставляли сидеть с младшим ребёнком, «выпихивая» старшего в роль родителя.
Как бы то ни было, ребёнок лишается детства. Зато получает тяжёлый груз псевдовзрослости, которая заставляет его постоянно испытывать тревогу, неустанно контролировать всех и вся. Такие «дети» не умеют думать и заботиться о себе, не в состоянии разобраться в собственных желаниях. Им трудно доверять. Отношения если и складываются, то редко бывают по типу «взрослый-взрослый»: чаще кто-то один является родителем (или спасателем) для другого.
Идеальных семей не бывает. Все мы несём багаж прошлого, в котором росли и формировались. Наши семьи «выдают» нам задачу, на решение которой уходят годы и десятилетия: вырасти, справиться с жизнью и научиться быть счастливыми по-своему, несмотря ни на какие инверсии ролей в семье.