Казалось бы, просто картинка, ан нет. Это удивительный инструмент диагностики состояния, ощущения себя и пространства вокруг, способ просить о помощи, демонстрация любимых социальных ролей и тому подобное.
Мы не будем говорить о направлении взгляда, выражении лица, позе и жестах, стиле одежды, причёски и макияжа — это всё атрибутика. Я предлагаю задаваться другими вопросами. Что за всем этим стоит? Почему именно так оно выходит на поверхность?
Что мы можем наблюдать на аватарках?
1. Использование «заменителей» — это когда вместо Пети на вас смотрит Губка Боб или Джордж Клуни. Я думаю, все мы понимаем, что если мы себя недостаточно высоко ценим для того, чтобы «светиться», то речь идёт о сложностях в «районе» самооценки и самоуважения. То самое место, где формируется Личность. И вот уже страх «демонстрации» себя приводит к отказу от собственного Я.
2. Абсурдизация. Например, ярко демонстрируемая сексуальность — это для меня всегда звоночек: маркер травмы, скорее детской, такой как, например, сексуальные оскорбления. Кстати, есть такой приём в терапии — доведение ситуации до абсурда.
3. Есть и другой приём — провокация. Например, свастика вместо аватарки. Вы скажете про попытку самоутвердиться. Да, и это тоже, но мы же договорились смотреть вглубь. А в глубине всё тот же страх, но уже с надрывом. Провокация — это очень часто бессознательный, немой крик о помощи. Когда заглушить внутреннюю боль можно, только получив «по морде». Или, как вариант, подростковый бунт — самовыражение…
4. «Фотошоп» — это было модно какое-то время назад, но и сейчас ещё попадаются отретушированные красавицы (и красавцы) на просторах Интернета — голова бабы Клавы, приклеенная к телу Дженнифер Лопес. Загляденье! Отказ от собственного Тела. Так уж вышло, что мы не до конца понимаем, что такое наше тело и чего ему от нас нужно. Это о понимании и уважении его потребностей. Оно, кстати, отвечает той же монетой. Благодаря фотошопу есть масса других вариантов редактирования себя.
5. Проявления анимы и анимуса. Бывает такое: смотришь на фотографии одного человека и понимаешь, что тут М, а тут Ж. Вроде и макияж, и причёска, а ощущение такое, что ей бы только коня, шашку и на баррикады. А бывает и наоборот: по жизни «ломовая лошадь», а с аватарки на тебя смотрит «цветочек аленький».
6. Чёрно-белое фото. Возможно, речь пойдёт о прошлом, а может быть, это проявление Тени, но чаще всего всё сразу. Для меня чёрно-белые фотографии — самые интересные. Они несут в себе некий отпечаток обнажённости, открытости.
7. Эффект старения (пожелтевшие фотографии) — довольно-таки сложный эффект боли, печали, тоски, одиночества. Такие фотографии чаще говорят о глубинном, внутреннем процессе, сокрытом от глаз. Речь тут идёт не о быстротечных эмоциях, а о состоянии.
Кстати, бывает, что фотография не меняется месяцам. Тогда можно задуматься о том, что мы попали на фотографию-состояние. Например, уныние, депрессия, «усталость» от жизни… Конечно, можно предположить, что человек не умеет менять аватарку, но таких не слишком много…
Что делать с состояниями? Анализировать. Понимать и принимать. Извлекать уроки и двигаться дальше.
Есть способ работы с собственными аватарками:
1. Посмотрите как менялись ваши фотографии в соцсети на протяжении определённого промежутка времени, например, год.
2. Положите их перед собой.
3. Берите по одной и спрашивайте себя: «Кто изображен на ней? Сколько ему лет? Что он чувствует? О чем думает? Что хочет сделать?» И не удивляйтесь, когда какие-то фото будут говорить голосом ребёнка, какие-то по подростковому нахальничать, а другие горестно вздыхать о том, что «в наше время солнце было жарче, а макароны дешевле».
Возможно, вы увидите, как вернулись к одному образу несколько раз. Повод задуматься. О чём это в моей жизни? Хочу ли я этого повторения?
И напоследок. Любите глубину в людях, и она вам откроется… даже через аватар.