Любит ли себя нарцисс? Окружающим его людям может показаться, что ответ — однозначное и безоговорочное «да». А психологи задают встречный вопрос: какого именно «себя»? Ведь у нарциссов целых два «я». Их личность расщеплена на то, чем он хочет быть, и на то, каким он быть боится, от чего он бежит. Проще говоря, все мы периодически переживаем чувства гордости и стыда. В какие-то моменты мы собой довольны, себя любим и даже восхищаемся собственными успехами. А иногда самооценка падает, бывает за себя стыдно и неловко.
У нарциссов же отношение к самому себе раскачивается от одной крайности к другой. То есть он чувствует себя не «скорее плохим» или «скорее хорошим», а либо полным ничтожеством, либо самым настоящим божеством. И в последнем случае кажется, что нарцисс — это человек с завышенной самооценкой. А на самом деле он просто бежит от чувства собственной никчёмности. У них внутри такая пустота, такая бездонная дыра, что никакие победы, успехи и отношения не могут заполнить её надолго. Да, на какое-то время он радуется, но период этот очень быстро заканчивается. Им всегда кажется, что ещё чуть-чуть — и они, наконец, достигнут внутренней гармонии, выйдут из замкнутого круга и будут довольны собой. Но это иллюзия. «Всегда мало» — их персональный ад.
Внутренняя пустота и её ненасыщаемость — это первый признак нарциссических личностей. Откуда берётся эта бездонная дыра? Конечно, из детства. И многим кажется, что нарциссизм формируется у детей, которых постоянно захваливали. Но и это не так. Нарциссы — это дети, которые выполняли для своих родителей определённые функции. Их любили за достижения, за соответствия ожиданиям, за выполнение какой-либо роли. Родители не могли просто любить, просто общаться и быть рядом. По сути, они любили не ребёнка, а функцию. А его собственной личностью никогда не были довольны: он всегда недостаточно хорош.
Вторая характерная особенность нарциссической личности — это склонность к полярным оценкам. У таких людей вообще повышенная потребность оценивать всё подряд и всех вокруг. Кроме того, к другим они относятся так же, как к себе: то возносят их на пьедестал, то с грохотом этот пьедестал рушат. Другой человек либо идеализируется, либо обесценивается. Середины для нарциссов не существует.
Глубокие отношения с нарциссической личностью выстроить невозможно. Хотя бы просто потому, что цельности у него нет. С кем строить-то? С каким из его «Я»? Пока вы поддерживаете его грандиозность, он будет вас идеализировать, смотреться в ваше восхищение, как в зеркало. Но стоит близкому человеку заметить хрупкость его чувства собственного достоинства, как он тут же отнесёт вас к разряду «враги». И будет бороться с вами так же отчаянно, как и со своим страхом провалиться в никчёмность.
Конечно, нарциссическая часть есть у каждого человека, просто выражена она в разной степени. Иногда она мешает жить. Да и когда жить, если суть всего существования человека — постоянная попытка сбежать от пожирающего (хоть и глубоко запрятанного) чувства стыда?