Хитрые психологи условно выделяют два вида перфекционизма: здоровый и невротический. Здоровое стремление к совершенству означает, что человек, конечно, хочет сделать что-то наилучшим образом, но понимает, что достичь идеального результата невозможно. И в таком случае он ориентируется на высокие стандарты, но может их изменить в зависимости от ситуации.
Невротические же формы перфекционизма пластичностью не отличаются. «Достаточно хорошо» — для него не вариант. Либо всё и идеально, либо ничего. Чёрное или белое. Критику он воспринимает крайне болезненно, потому что внутри него таится глубочайшее отвержение самого себя. Он и сам постоянно себя критикует и сравнивает с другими, а если со стороны кто-то добавит негативных оценок, то жить становится просто невыносимо.
Такие люди обычно имеют чрезвычайно завышенные требования к себе, выполнить которые практически невозможно. И каждый раз столкновение с собственным несовершенством причиняет им страшную душевную боль. А при нереалистичных ожиданиях столкновения эти происходят очень и очень часто. Бывает, что невротическая потребность в идеальности проецируется на внешний мир. И тогда душевная боль и агрессия направляются не только на самого себя, но и на окружение, а то и на весь мир в целом. В этом случае человека не может не задеть несовершенство мира или отдельных личностей, и он принимается «чинить» и «исправлять» всех вокруг. С той же неугомонностью/жестокостью, с которой он относится и к самому себе.
Дезадаптивные (проще говоря — мешающие жить) формы перфекционизма, как правило, развиваются в нескольких ситуациях:
1. Перфекционист вырастает у родителей, любовь которых нужно заслужить. Ребёнку дают понять, что принимать, поддерживать и любить его будут только в том случае, если он будет выполнять родительские ожидания. Часто родители в такого рода семьях хвалят ребёнка исключительно за выдающиеся успехи, а вот неудачи — даже мелкие — вряд ли остаются незамеченными. В любой промах носом ткнут, а то и посмеются (прямо или косвенно). Со временем ребёнок, конечно, вырастает и может даже уйти из семьи, но родительские голоса продолжают звучать у него в голове, превращаясь во внутреннего критика. Формируется внутренний запрет на промахи и ошибки.
2. Постоянное сравнение с другими детьми формирует у перфекциониста привычку соревноваться, постоянно участвовать в гонке за совершенство. Вот поэтому им так часто трудно даётся командная работа: в каждом они видят конкурента, которого обязательно нужно «сделать». Сотрудничество для них означает проигрыш. Стоит ли говорить, что с принятием и близостью у таких людей дело обстоят не самым лучшим образом.
3. Завышенные требования к ребёнку. Бывают семьи, в которых ребёнку из лучших заблуждений внушают: «Ты должен быть лучшим, иначе грош тебе цена». Отсюда появляется неспособность разобраться в собственных желаниях и потребностях. Ребёнок так привыкает постоянно ориентироваться на кем-то придуманные стандарты, что перестаёт слышать себя. И, конечно, находится в постоянной тревоге: а вдруг можно быть ещё лучше? Он всё время ищет недостатки в себе и своей деятельности, чтобы исправить их и стать, наконец, идеальным. Вот ещё интересный момент: попытки снизить планку вызывают у таких людей яростное сопротивление, потому что это подрывает основу их самоуважения.
Невротический перфекционизм — это «хорошая мина при плохой игре». Но эта красивая картинка очень дорого стоит. Невыносимо жить с ощущением «я недостаточно хороший». Со всех сторон подстерегает страх: а вдруг кто-то заметит моё несовершенство? Естественно, от такого ужаса хочется спрятаться. В зависимости от психотипа срабатывают разные механизмы защиты. Одни проваливаются в обесценивание внешнего мира (если все неудачники, то я на их фоне лучший). Другие предпочитают не рисковать и просто спрятаться от возможных промахов (лучше быть первым на деревне, чем вторым в городе). Третьи демонстрируют своё превосходство везде, где только могут (тогда другим и в голову не придёт искать изъяны).
К сожалению, как бы ни хотелось защитить себя от пожирающего чувства собственного несовершенства, оно продолжает причинять боль и его обладателю, и тем, кто его окружает.