Дорогая моя Леночка! Вчера в АСТ мне выплатили гонорар за «Мужчину из бандероли», в августе выходит «Дом на краю беспредела», до сдачи следующей рукописи ещё два месяца.
А пока у меня еще есть сравнительно свободное время, я решила съездить к сыну в Дрезден. Меня не будет около двух недель.
Я знаю, как ты сейчас нервничаешь по поводу и без повода, и хочу тебе сказать, что ты это делаешь напрасно.
Не стоит так расстраиваться, что в нескольких издательствах не приняли твои рукописи. Это вовсе не значит, что ты плохо пишешь. Поверь мне, если бы даже Антон Павлович принёс сейчас свои рассказы в любое наше издательство, ему бы отказали. Писать интересно — это ещё не всё.
Запомни:
У каждого издательства свои критерии, рамки, планы. Твоя книга должна быть не просто интересной вообще (кстати, так не бывает). Книга должна быть целенаправленно интересной. Ты должна понимать, кто твой читатель.
Вот я знаю: ты ошибочно думаешь, что Донцова пишет чепуху. Ан, нет! Ты только посмотри на её тиражи! Покупают? Значит, это кому-то нужно. Посчитай, сколько в одном детективе Донцовой шуток, убийств, кулинарных рецептов? Это её своеобразная формула успеха. Плюс к этому — книга «сериальная». Читатель автоматически покупает следующую книгу, зная, что опять встретит старых знакомых, а это приятно.
То же самое — и женские романы. Чушь редкая, однако спрос на эти романы огромный. А посмотри, сколько развелось Тань Гроттер после сериального Гарри Поттера! Теперь ты поняла, что издательства любят те рукописи, из которых получаются продаваемые (если хочешь, продажные) книги.
Так вот, хотя советы и вредны, отважусь дать тебе несколько советов. Если ты хочешь стать знаменитой писательницей, стань и побудь сначала просто писательницей.
ШАГ ПЕРВЫЙ.
Выйди на улицу, пройдись по книжным лоткам и посмотри, что продают. На художественную литературу пока не обращай внимания.
Смотрим: «Как стать счастливой», «Как стать миллионером», «Как выйти замуж». И ещё целая куча всяческих «Каков». Правдина, Свияш, Норбеков, Козлов. Тебе гордость не позволяет стать очередной «советчицей»? А ты свою гордость переступи. Прочти ВСЕ эти советы. Подумай и напиши что-то своё, твоим неповторимым стилем, с интересным подходом.
Запомни, произведение твоё должно быть не менее семи, а лучше пятнадцати авторских листов. Знай, один авторский лист — это 40 тысяч знаков c пробелами. Меньше — во-первых, вряд ли возьмут, а во-вторых: «краткость — сестра таланта, но мачеха гонорара»! Написала? Теперь напиши синопсис (краткое описание), который вместе с оглавлением и тремя первыми главами сбрось на дискетку.
ШАГ ВТОРОЙ.
«Засветись» в разных издательствах. Найди в Интернете как можно больше электронных адресов издательств, которые издают художественную литературу, а не газеты и журналы. И напиши им всем письмо.
Тему письма ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначь так: «Предложение. Прикладная литература». Так как, поверь мне, милая Леночка, в издательствах крайне редко реагируют на художественные произведения неизвестных авторов.
В письме напиши, что у тебя есть это (то, что шлёшь), и обязательно напиши: «Если эта тема Вас не заинтересовала, я могу написать в таком же стиле (а стиль и слог у тебя — что надо!) на тему, актуальную для Вас». Если ты разошлёшь такие письма для начала в 30 издательств, то хотя бы из одного получишь положительный ответ. И — тогда старайся! Не изображай из себя непризнанного гения, пиши под заказ ТАК, что бы эти твои советы стали шедевром! И Чехов писал под заказ, что делать!
ШАГ ТРЕТИЙ.
Тебя таки пригласят заключать договор. Это можно сделать и по электронке, а оригинал прислать потом по почте. Неважно. И, честно скажу тебе, не очень важна сумма первого гонорара. Скорее всего, это будет 4−7 процентов от оптовой стоимости тиража. А стоимость книги при заключении договора в точности не знает никто. Это зависит от множества факторов: на какой бумаге будет печататься книга, твёрдая или мягкая планируется обложка, сколько и какой сложности задумано иллюстраций и ещё много, много всего.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ.
Если тебе удастся написать книгу в срок и не просто написать, а так, чтобы твою книгу было интересно читать, то наверняка редактор подскажет тебе, на какие темы их издательству нужны книги. Пользуйся, пиши!
ШАГ ПЯТЫЙ.
И вот, когда на твоей полочке уже будет стоять штук десять вот таких заказных книг с ТВОЕЙ фамилией, ты делаешь следующий шаг.
Ты берёшь свой любимый роман, который ты написала, отредактировала, перечитала, вычеркнула всё лишнее и переписала ещё раз. Пишешь синопсис, оглавление, первые три главы.
ДУМАЕШЬ:
в каком издании выпускают серию, в которую вписывается твой роман. (Что там у тебя? — Любовь, детектив, сказка?) Кладёшь в пакет все свои изданные книги, туда же дискету с твоим романом и идёшь в издательство.
Приходишь. Открываешь двери. Заходишь к редактору и осчастливливаешь его приблизительно вот так:
— Здравствуйте, Светлана Дмитриевна!
— Здравствуй, Леночка. Ты знаешь, за «Энциклопедию красоты» я сегодня могу тебе дать только часть гонорара. — (Ха, она думает, что ты за гонораром пришла и только!)
— Спасибо. Как раз, вовремя. Смотрите, какие книжки у меня в (называешь издательство) вышли. — Раскладываешь перед ней книги, которые вышли в других издательствах.
— Ой, какая неудачная обложка! И сколько они тебе заплатили? — говорит тебе она, ненавидя всех конкурентов.
— Вы знаете, Светлана Дмитриевна, мне тоже больше нравится качество Вашего издательства, поэтому я и решила сначала именно Вам показать мой роман, тем более что он вписывается в Вашу серию «Таинственные миры». Вы всегда так мой стиль хвалили, вот я и решила из прикладнухи потихоньку выбираться.
— Ну, давай, посмотрю, — недовольно и вяло говорит редактор.
— Вот, возьмите дискетку. Только Вы скажите, сколько времени Вам нужно, чтобы решить — берёте или нет, а то у меня в (называешь издательство) спрашивали, не напишу ли я для них что-нибудь свеженькое. Но я с Вами так сработалась, что решила сначала Вам показать.
— Давай, я перезвоню тебе через две недели.
— Нет, я думаю, мне удобнее будет самой с Вами связаться. Я позвоню в конце этой недели. Вы подумайте, если Вам не нужно, я тогда действительно в (издательство-конкурент) отнесу, чтобы не терять зря время, очень хочется мне свою книжечку в руках подержать.
Такой трюк ты должна повторить во всех издательствах, в которых печаталась твоя прикладнуха. Верь мне! Хотя бы два из них согласятся (конечно, если роман твой на самом деле хорош). Ну, а потом — тебе выбирать, с каким издательством работать.
Главное, Леночка, писать и писать! Работать и работать! И помнить, что мало хорошую книгу написать, её ещё надо уметь продать издательству!
Трудись, и всё у тебя получится!