Многие современные молодые люди часто живут так, будто у них есть в запасе вторая жизнь, а текущая — лишь пробный вариант. Для них типично:
работать на нелюбимой работе по 8−10 часов в день;
каждый раз ждать конца рабочей недели как праздника;
но большую часть выходных вести «диванно-растениевый» образ жизни, по много часов зависая в виртуальной интернет-реальности.
В этой связи очень показателен обнаруженный психологами в конце 1980-х гг. «парадокс работы».
Парадокс работы
Заключается в том, что именно трудовые свершения приносят человеку большинство сильных положительных эмоций. Результаты массовых количественных исследований показали, что во время работы люди испытывают потоковые переживания в 2−3 раза чаще, чем во время отдыха.
В то же время во время досуга людям намного чаще свойственны состояния апатии и подавленности.
При этом те же самые люди на вопрос, хотели ли бы они сменить вид деятельности, во время работы отвечали утвердительно, а во время отдыха — отрицательно. То есть, несмотря на намного большую насыщенность жизни во время работы, люди хотят отдыхать, даже если не умеют минимально организовывать свой досуг.
Когда речь заходит о работе, люди перестают доверять собственным чувствам. Они не обращают внимания на свои актуальные переживания, а вместо этого ориентируются на укоренившийся культурный стереотип, согласно которому труд — неприятное, непрестижное и неестественное для человека занятие.
М. Чиксентмихайи объясняет это следующим образом:
«Если человек уделяет внимание какой‑либо задаче против своей воли, он чувствует, что его психическая энергия расходуется напрасно. Вместо того, чтобы работать над достижением личных целей, мы помогаем кому‑то другому в реализации его задач, не имеющих ничего общего с нашими желаниями. Время, потраченное на это, воспринимается нами как вычеркнутое из жизни. Многие люди относятся к своей работе как к вынужденному занятию, как к навязываемой извне ноше, мешающей им достигать личные цели».
С отдыхом всё обстоит ровно наоборот: несмотря на редкость настоящих переживаний во время него, большинство людей хотят увеличить время досуга.
Бессмысленность досуга
Потоковые переживания во время работы испытать гораздо проще именно потому, что профессиональная деятельность, как правило, чётко структурирована: имеет ясные цели и правила, позволяет получать обратную связь — обладает всеми признаками, которые необходимы для ощущения радости.
Свободное время, наоборот, не структурировано, и человеку нужно прилагать значительные усилия, чтобы преобразовать его в упорядоченную активность.
Естественно, большинство отказывается тратить энергию на расслабление и довольствуется продуктами современной индустрии развлечений:
вместо занятий спортом люди наблюдают за ним со стороны, часто вкладывая огромные внутренние ресурсы в «боление» за своих спортсменов;
вместо занятий музыкой или вокалом люди слушают записи массовых исполнителей;
вместо реализации в жизни собственных представлений о справедливости люди часами следят за героями книг и фильмов;
вместо налаживания личных отношений с окружающими и близкими люди на полном серьёзе сопереживают актёрам сериалов и телепередач;
вместо живого общения с состоявшимися или возможными друзьями люди наблюдают за их «аватарами» в социальных сетях, часто реагируя на виртуальные события острее, чем на реальные;
вместо развития собственных умений и навыков люди «прокачивают» своих персонажей в компьютерных играх.
Такая организация досуга позволяет замаскировать бессмысленность потраченного времени, но они лишь бледное отражение тех переживаний, которые можно получить, направив свою энергию на реализацию в жизни настоящих задач. Энергия, которую можно было бы направить на саморазвитие и получение радости, растрачивается на деятельность, лишь имитирующую реальность.
Массовая культура и искусство поглощают огромное количество нашей психической энергии, не давая ничего взамен, оставляя нас ещё более опустошёнными, чем прежде. Поэтому большинство развлечений, состоящих их пассивного потребления информации, не могут сделать нас счастливыми, здоровыми и богатыми. Они предназначены для того, чтобы кто-то другой заработал деньги, забрав наше добровольно отдаваемое время.