Как побороть творческие кризисы и писать профессионально?

Реклама
Грандмастер

Мы пишем, когда что-то трогает нас до глубины души. Мы пишем, потому что хотим тронуть кого-то еще. В писательском ремесле вдохновение — словно воздух, а перфекционизм и прокрастинация — худшие его враги. Не важно, что вы пишете — художественную литературу или нон-фикшн, сценарии или тексты для бизнеса. Прочитав эту книгу, вы сможете писать регулярно и с большей энергией.

Автор и преподаватель Хиллари Реттиг рассказывает, как грамотно управлять своими ресурсами и временем, оптимизировать процесс письма, развить устойчивость к критике и построить успешную карьеру писателя.

Совокупность маленьких удач

Не бывает так называемого большого успеха, потому что все крупные достижения — это совокупность маленьких удач. В некотором смысле Лев Николаевич Толстой написал не «Войну и мир», а огромное количество абзацев, страниц и глав, которые сложились в роман. И прежде чем приступить к нему, он закончил другие писательские проекты, преодолел интеллектуальные и жизненные трудности, которые подготовили его к этой большой работе.

Для романистов Лев Толстой остается образцом — стандартом, по которому судят всех остальных. За его достижениями стоит исключительно человеческий фактор — безусловно, Толстой обладал талантом, но кроме того у него были свои писательские техники, принципы и преимущества. Всем нам необходимо помнить об этом!

Реклама

Клубок спагетти

Писательский блок — не монолит. Это гигантский клубок спагетти с десятками «нитей», каждая из которых олицетворяет определенную помеху или сопротивление. Составьте список всех нитей в клубке, то есть всех страхов, беспокойств, нехватки ресурсов и других препятствий для продуктивности:

Я не уверен в правильности темы, выбранной для моего произведения.

Не уверен, что у меня есть способности писателя.

Не уверен, что смогу закончить.

Не уверен, что людям понравится моя книга или что она будет продаваться.

Отвлекаюсь на телевизор и Интернет.

Нет времени.

Распутать клубок гораздо легче, чем взобраться на монолит или стесать его с боков. Главное для вас — различить нити, чтобы начать распутывать их. Чем больше вы распутываете его, тем легче поддаются оставшиеся нити. Начать можно с самого податливого участка. Описывая проблему, вы нередко находите способ ее решить. Применяя этот метод, вы сможете прояснить даже тот кусок текста, который казался безнадежным.

Реклама

Талант, вдохновение и муза

Талант — пожалуй, один из величайших фетишей. Талант ничтожен по сравнению с упорным трудом, подготовленностью и настойчивостью.

«Талант сам по себе дешевле поваренной соли. Успешного человека от талантливого отличает только одно — уйма упорного труда. Не ждите прихода музы. Относитесь к писательству как к обычной работе, такой же, как прокладка труб или перегонка тяжелых грузовиков». Стивен Кинг.

Таймер на службе таланта

Чтобы побороть прокрастинацию, используйте таймер. Установите его на пять минут. Затем начните работать над своим проектом. Ваша цель — провести это время без критики, сосредоточившись на процессе, не думая о результате. Вам не нужно писать «что-то стоящее», не стоит оценивать написанное.

Реклама

Не забывайте: процесс важнее результата. Вспоминайте слова Стивена Прессфилда: «Сколько же страниц я написал? Не важно. Хорошо ли получилось? Я даже не думаю об этом».

И никаких поисков информации — в течение этого времени вы должны писать, а не читать. Не допускайте размышлений — особенно в начале сеанса. Размышление — не писательство. Поиск материалов так же не относится к понятию «составление текста» и зачастую выступает средством прокрастинации. Если вы «застряли», опишите свою проблему или оставьте пропуск и переходите к другой части текста. Когда прозвенит таймер, остановитесь и вознаградите себя!

Постепенно увеличивайте продолжительность работы с таймером.

Реклама

«Авторлёт»

Главная ошибка малопродуктивных писателей — стремление к строгой последовательности, например: «Я должен закончить первый раздел, прежде чем перейти ко второму, затем к третьему и так далее». Продуктивные писатели, наоборот, видят свой проект в целом и приступают к той его части, над которой им хочется поработать.

Продуктивные писатели воспринимают свою работу как пейзаж и развлекаются, используя «авторлёт». «Авторлёт» — воображаемый вертолет, который может перенести вас в любую часть проекта. Как только вы чувствуете, что максимально проработали отдельный кусок текста, садитесь в «авторлёт» и летите к другой части проекта, которая кажется привлекательной. Пишите ее, пока не выдохнетесь, а затем — снова на борт и в путь.

Реклама

Учитесь писать на ходу

У вас пятнадцать минут между встречами? Не задумываясь, вы достаете ноутбук или блокнот. Намечается тридцатиминутная поездка в электричке? Раньше вы читали или слушали музыку, но теперь эти занятия не так привлекательны. Для чего заниматься делами, которые лишь отвлекают, когда можно писать? Когда вы используете там пятнадцать минут, здесь тридцать минут — количество написанных страниц растет как на дрожжах.

Пишите чаще, и вскоре настанет момент, когда вы сможете просто сесть и почти без усилий выдать добротный, а порою и восхитительный текст. Это называется мастерством, и это прекрасно. Помните: вы понемногу прибавляете в мастерстве каждый раз, когда пишете.

По материалам книги «Писать профессионально» Хиллари Реттиг. Еще в книге:

Как доверять интуиции.
Преодоление перфекционизма и прокрастинации.
Семь секретов продуктивности.
Тайм-менеджмент для писателя.
Как опубликоваться и остаться в живых.
Писательская деятельность в Интернете.
17 способов оптимизировать писательский процесс.
Ресурсы, необходимые для серьезной писательской деятельности.

Реклама