Не надо быть почерковедом, чтобы в большинстве случаев, за очень редким исключением, безошибочно отличить мужской почерк от женского, а детский от взрослого.
Известно, что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он испытывает изменения параллельно с ней.
Например, мы все замечем, как наш почерк изменяется с возрастом. (Только без иронии! И не надо говорить, что у дряхлой старушки просто руки трясутся — вот тебе и изменения в почерке!)
На манеру письма влияет настроение, самочувствие, даже положение человека, занимаемое им в обществе. Особенно это хорошо заметно, если анализировать почерк одного и того же человека, продвинувшегося по карьерной лестнице.
Классическим примером тому могут послужить модификации почерка Наполеона (их у него насчитывают около семи), по которым видны взлеты, победы, триумфы и поражения Наполеона, его состояние на острове Святой Елены.
В арсенале каждого из нас найдется пара-тройка почерков на любой случай: для записей в блокноте и в дневнике, для посланий личного характера, для официальных бумаг
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:
крупный почерк бывает у людей с обостренным чувством собственного достоинства, порой непрактичных, самонадеянных, коммуникабельных, энергичных;
мелкое письмо — у сдержанных, осмотрительных людей;
предприимчивые люди, способные легко ориентироваться в незнакомой обстановке, пишут, как правило, бегло и размашисто;
у человека уравновешенного, постоянного во взглядах и привязанностях, ровного в отношениях, почерк разборчивый, аккуратный, не очень старательный, буквы не одинаковые по высоте, без сильного нажима, с равными промежутками между словами;
если буквы в словах стоят отдельно друг от друга — слабая воля, слитно — хорошая стрессоустойчивость;
с сильным нажимом пишут люди критичные, склонные к проявлению силы;
небольшое расстояние между соседними словами может указывать на слабовыраженное чувство субординации;
излишнюю осторожность выдают большие пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова;
в бодром, энергичном, приподнятом состоянии духа строчки при письме стремятся вверх, в угнетенном — «ползут» вниз;
…и т.д. — великое множество признаков и характеристик! Известно, что по почерку хороший специалист может даже поставить диагноз человеку с психическими расстройствами не хуже, чем врач.
Видимо, и впрямь почерк — своеобразный «слепок» личности. Но есть, где разгуляться и скептикам: наука-то графология (графометрия) неточная, несмотря на возраст.
Но если, глядя на чужой (кто знает, может, и свой?) почерк, вы проявите некоторую наблюдательность и сможете увидеть за ним живого человека, то ради этого стоило потревожить полузабытую науку.